Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. В условиях продолжающихся социально-экономических преобразований уменьшение адаптационного запаса и способность успешного осуществления деятельности и слаженного развития, наблюдается и у взрослых, и у детей [60;6].

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. По результатам исследований в настоящее время нарушения адаптации встречаются у 20-40% учеников начальных классов [60]. Преждевременное начало обучения, усиленные учебные программы, возросший объем информации, желание выработать интеллектуальные способности детей, их созидательную активность в общеобразовательной практике не всегда согласуются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Говоря об адаптации как процессе, следует помнить о двух его сторонах.

С одной стороны, человек – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным, старательным, неконфликтным.

С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются к друг другу.

На важность и сложность стадии, связанной с адаптацией ребенка в школе, указывают исследования Врублевской М.М., Битяновой М.Р. [11], Вульфов Б.З. , Коррель Л.В., которые свидетельствуют о том что, именно в процессе обучения в начальной школе у ребёнка активизируются системы взаимоотношений с миром, со сверстниками, взрослыми, то есть те базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения и возможность личностной самореализации в школьном окружении.

Обнаружение особенностей формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации на различных этапах онтогенеза заслуживает пристального внимания. При этом особое внимания имеет младший школьный возраст. Именно в 7-10 лет нарушения адаптации могут иметь негативные последствия для личностного развития [6 и др.].

Наиболее общепризнанным в настоящее время является положение, согласно которому деятельность общеобразовательных учреждений должна заключаться не только в передаче знаний, но и в воспитании свойств и способностей обучающихся [5]. Содействие формированию адаптационных способностей детей возможно только при существовании надлежащих теоретических знаний.

Недостаток единого суждения об особенностях адаптационных способностей младших школьников и высокая практическая значимость определила актуальность

темы данной выпускной квалификационной работы.

Материалы по теме:

Социальные и культурные предпосылки манипуляции
В изучении проблемы манипуляции в психологии использовались в основном материалы описательного характера, полученные с помощью метода наблюдения или же основанные на собственном опыте. Акцент в рассмотрении данной проблемы оказался чрезме ...

Творческое мышление как один из видов мышления
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался дать ответ на этот вопрос Дж. Гилфорд. Он считал что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: А. оригинальность, нетривиальность, н ...

Мышление
В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обус ...