Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием

Материалы » Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием

Страница 4

Обработка данных опроса показала, что основными потребностями матерей являются следующие: потребность в психологической поддержке со стороны специалистов (34%), в семейной и социальной помощи (15%), в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться с поведенческими трудностями и т.д. (29%), в финансовой поддержке (25%).

Подавляющее большинство опрошенных к будущему относятся пессимистически («О будущем думать просто страшно»; «О будущем стараюсь не думать»; «Не могу даже говорить . Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни»). Первый этап исследования состоял в изучении родительских установок и стиля воспитания.

Результаты показывают, что аномальный ребенок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый. Такое отношение матери нередко выливается в раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка. Однако часть матерей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком: они излишне опекают его, ограждают от любых трудностей, испытывая за него большую тревогу. Качественный анализ содержания ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку. Например, если ребенок неохотно выполняет действия по самообслуживанию, матери нелегко решить, следует ли пожалеть его и самой выполнить необходимые действия, или заставить ребенка все сделать самому.

Данные по методике PARY показывают, что, в отличие от матерей нормальных детей, у матери аномального ребенка родительские установки противоречивы. С одной стороны, она может излишне опекать ребенка, проявлять о нем чрезмерную заботу, стремиться обеспечить его безопасность, с другой - испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизнь принесенной ему в жертву.

На втором этапе нашего исследования - изучали особенности восприятия ребенка матерью, а также материнские реакции на поведение детей. С этой целью использовали модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Матери аномальных детей воспринимают своего ребенка больным, обиженным, страдающим, агрессивным. Одни женщины говорили, что их ребенок «часто дерется», «очень агрессивный», «даже жестокий»; другие - «всего боится», «чувствует обиду», «сильно страдает», «горько плачет», «постоянно обороняется», «не может за себя постоять», «маленький, несамостоятельный», «очень больной». В то же время большой процент матерей нормальных детей видят своего ребенка активным, деятельным, жизнерадостным («Мой ребенок мне помогает»; «Без дела не сидит»; «Драться не будет, но за себя постоит»).

Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребенка является стремление опекать его, жалея, следить за ним, помогать ему, но вместе с тем проявляется и раздражение, желание наказать, проигнорировать. Нередко родители испытывают горе и страдание. Среди полученных ответов были такие: «Мне жаль ребенка, ведь он же больной»; «Кто его еще пожалеет, как не мать»; «Очень волнуюсь за ребенка»; «Отругаю его, даже побью»; «Не обращаю внимания на ребенка».

Матери детей с нормальным психическим развитием чаще используют убеждающие стратегии, чаще одобряют действия своего ребенка.

Таким образом, определили позицию матери аномального ребенка как недостаточно эмпатийную. Это проявляется в амбивалентном отношении к ребенку. Действия и эмоциональные реакции матери не всегда адекватны: с одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой - раздражение, безучастное, равнодушное отношение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в общ ...

Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, увер ...

Отношение к деньгам как психологическая категория
Категория «отношение» является одной из центральных в психологии. Отношение определяется как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В зависимости от ...