На третьем этапе исследовали чувства и переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
Анализ материнских рассказов показал, что восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) имеет разный эмоциональный знак.
Видно, что наиболее негативно матери аномальных детей воспринимают свое прошлое (95%), так как именно тогда они получили известие об аномалии ребенка и в тот период наиболее остро испытали эмоциональный шок.
Данные свидетельствуют, что и свою настоящую жизнь очень многие матери (72%) воспринимают негативно. Это значит, что они находятся в состоянии хронической депрессии. Хотя на будущее они смотрят более оптимистично (43%), но в процентном соотношении позитивный эмоциональный знак восприятия временных планов у них втрое меньше, чем у родителей нормальных детей.
Качественный анализ материнских рассказов свидетельствует о том, что преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд. Комментарии к картинкам: «Мама держит на руках не совсем нормального ребенка. У нее горе, она переживает»; «Женщина чувствует свою вину». Чувство вины нередко перерастает в переживания родителей по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка («Во время беременности принимала лекарства»; «Надо было развестись с мужем-пьяницей»; «Нельзя было разрешать ребенку смотреть долго телевизор. Я сама во всем виновата»}. Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному («Не хочу, чтобы знали, что мой ребенок учится в такой школе»; «Даже муж не знает, что сына перевели в школу дураков»).
Родители, имеющие детей с нормальным развитием, также испытывают тревогу, страдания, чувство вины. Но превалируют у них чувства любви и гордости.
Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы. Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, отличается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой - раздражение, безучастность, равнодушие.
Матери аномальных детей воспринимают своего ребенка пассивным, больным, страдающим, обиженным, возбудимым.
Типичными реакциями матери на поведение ребенка с умственной недостаточностью являются жалость к нему, стремление опекать, контролировать, и в то же время у них проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его.
Восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) у матерей детей-олигофренов имеет негативный эмоциональный знак.
Преобладающее состояние матери, имеющей ребенка с нарушением интеллекта,- депрессия, чувства вины, стыда, горя, страдание.
Экспериментальные исследования убеждают в необходимости разработки модели психологической помощи родителям детей с психическим дизонтогенезом, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит им принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим себе, так и к своему ребенку.
Материалы по теме:
История близнецовых исследований
Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализир ...
Развитие речи в раннем детстве
Исследования физиологов и психологов (А.Г. Иванов-Смоленский, В.К. Фадеева, И.Б. Познанская, Н.X. Швачкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ф.И. Фрадкина, 3.И. Барбашова) показывают, что выделение младе ...
Сущность Я – концепции
«Я-концепция» (self-concept) — восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальны ...
Главные разделы