Лев Семенович Выготский в своих исследованиях раскрывает сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» [6, с. 166]. Эту взаимосвязь нарушений психических процессов обозначают как структуру нарушенного развития [27, с. 44]. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. В силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т.е. поддаются коррекции [27, с. 44].
Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий может вызвать ряд вторичных и третичных отклонений.
На взаимосвязь речи с другими психическими процессами указывает Р.Е. Левина. При анализе речевых нарушений она выделяет принцип связи речи с другими сторонами психического развития [26, с. 14]. «Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии» [26, с. 14] .
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, в том числе и словесно-логическая память. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих действий. Поэтому очевидно, что отклонения в развитии речи оказывают на формирование всех психических функций большое влияние [26, с. 7].
Согласно психолого-педагогической классификации, предложенной Р.Е. Левиной, нарушения речи делятся на две группы. Для первой группы характерно нарушение языковых средств общения. Сюда относятся фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи [25, с. 11].
«Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи»,- так определяет общее недоразвитие речи Р.Е. Левина [26, с. 67]. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. 20 века. ОНР возникает при наиболее сложных системных нарушениях речи- алалии и афазии. ОНР может также отмечаться при фонационных расстройствах, таких как ринолалия и дизартрия, когда диагностируются не только нарушения фонетической стороны речи, но и одновременная недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи [30, с. 13].
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени [30, с. 14].
По степени проявления речевого дефекта Р.Е. Левина условно выделяет три уровня речевого развития [26, с. 67]. Т.Б. Филичева выделяет еще и четвертый уровень речевого развития [25]. Деление на уровни не всегда может быть достаточно четким, так как между ними нет твердой границы. Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей является достаточно развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки. Дети пользуются простыми распространенными предложениями, состоящими из трех-четырех слов. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается [30, с. 13-14].
У детей с моторной алалией наблюдается несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций, особенно на уровне произвольности и осознанности.
Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с несформированностью речи. Дети не могут получить запас сведений, представлений в процессе речевого общения, у них отмечается своеобразие протекания всех психических процессов [5, с. 278-279].
Материалы по теме:
История психодиагностики
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Гре ...
Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного
возраста
В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Многочисленные исследователи детской гиперактивности говорят о том, что гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям, педагогам, это еще и серьезная со ...
Проблема
психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях
Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; п ...
Главные разделы