Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа – это объект определенного вида.
Если рассматривать группу как субъект социальной деятельности, то можно выделить некоторые её психологические характеристики: групповые интересы, групповое мнение, групповые нормы, групповые потребности, групповые цели, групповые ценности. Человек, который состоит в группе, понимает свою принадлежность к этой группе только за счет принятия этих характеристик, т.е. путем осознания психической связи с другими членами социальной группы.
Поршневым (1966) была установлена главная психологическая характеристика группы – так называемое «мы-чувство». Оно показывает потребность отделить одну общность от другой (например, семья, учебная группа, спортивная секция, компания, небольшой коллектив).
Основные характеристики группы.
Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности.
Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимы ли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастные характеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочий коллектив, футбольная команда).
Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы – структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
Довольно весомая характеристика группы – это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений.
Материалы по теме:
Особенности когнитивного развития дошкольника в теории Ж.Пиаже
Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде ...
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...
Негативные формы поведения в дошкольном возрасте
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятс ...
Главные разделы