Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Материалы » Работа с семьей » Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Страница 3

Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности консультативных пунктов и дошкольных учреждений необходимо оснащение их мебелью, удобной и соответствующей возрасту детей; наборами специально подобранных методических пособий-игрушек, учитывающих особенности развития детей, а также необходимой множительной техникой. Набор игрушек и пособий для яслей или консультативных групп каждого профиля должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей. Наличие копировальной техники позволит обеспечить каждого родителя необходимыми методическими рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных занятий, а также методическими материалами, текстами прочитанных лекций и т. д. На консультативных пунктах предполагается проведение следующей работы:

• психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

• проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах — по два или три ребенка);

• чтение лекций для родителей;

• проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

• обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

• демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

Родителей необходимо учить методикам проведения коррекционных занятий, так как они являются самыми заинтересованными в успехе обучения людьми и больше всего времени проводят с детьми. К тому же родителям важно чувствовать свою нужность и способность помочь собственному ребенку. Такое обучение предполагается как для родителей, воспитывающих детей в яслях, так и для родителей, чьи дети находятся дома.

Предлагаемые нововведения требуют существенных инвестиций, но реорганизация системы помощи проблемным детям раннего возраста не может не окупиться сторицей. Неуспеваемость детей в начальной школе и в связи с этим содержание классов коррекции или выравнивания; массовый характер срывов в подростковом возрасте и содержание спецшкол и спецПТУ для девиантных подростков — все это обходится государству значительно дороже. Кроме того, известно, что коррекционный эффект значительно выше и легче достигается в раннем возрасте, нежели в школьном.

На протяжении нескольких лет предлагаемые формы консультативной работы и взаимодействия семей и дошкольных учреждений возникали стихийно (в специализированных яслях, в дошкольных студиях) и на практике показывали свою необходимость и перспективность.

Вместе с тем специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в чисто организационных вопросах проведения коррекционных занятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности налаживания продуктивного обучающего и корригирующего общения с проблемными малышами.

С учетом недостаточной освещенности этих проблем в литературе данная статья помимо организационных вопросов касается также:

• вопросов подготовки детей 1,5-3 лет к посещению детского учреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе;

• вопросов установления контакта взрослого с ребенком раннего возраста в адаптационном периоде;

• вопросов организации общения родителей с проблемными малышами в домашних условиях.

Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детям с эмоциональными интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можно использовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными и двигательными нарушениями).

Попробуем представить: что испытывает малыш, впервые пришедший в ясли или в консультативную группу на занятия?

Воспитателям учреждений и педагогам консультативных и коррекционных групп желательно иметь представление об адаптационных проблемах детей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми сталкивается ребенок при смене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение привычной обстановки, приход в новое помещение, присутствие сверстников может вызвать у малыша стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, пассивность и обездвиженность. Кроме того, педагогу следует учитывать, что маленькие дети, особенно с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладевать специальными приемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся в стрессовом состоянии и особо не форсировать процесс обучения малыша. Хотя вполне понятно желание педагога как можно скорее приступить к занятиям, особенно если ребенок приезжает из другого города на короткий период. С этой целью можно предложить педагогу попробовать совместить налаживание эмоционального контакта с ребенком с внедрением отдельных игровых элементов коррекционных занятий.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Развитие детской тревожности: психосоматический аспект
Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей раз ...

Творческое мышление как один из видов мышления
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался дать ответ на этот вопрос Дж. Гилфорд. Он считал что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: А. оригинальность, нетривиальность, н ...

Стили семейного воспитания
По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, о ...