Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Материалы » Работа с семьей » Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Страница 1

В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогической помощи таким семьям может быть реорганизация нынешней общественной системы воспитания детей. Причин, делающих это непременным и возможным, несколько.

Существующая система ясельного воспитания уже не способна отвечать современным требованиям. Как следствие этого, большинство детей (прежде всего детей с особыми нуждами) не укладывается в ту схему развития, на которую рассчитаны ясельные учреждения. Таким образом, проблемные малыши, семьи которых и так не получают необходимой социальной поддержки, вынуждены оставаться за пределами яслей без психологической и педагогической помощи.

Среди населения наблюдается правомерный и естественный рост популярности семейного типа воспитания, в результате чего большая часть так называемых благополучных детей раннего возраста воспитывается в домашних условиях. Эти дети чаще всего впервые попадают в поле зрения специалистов лишь к моменту поступления в школу или еще позднее, когда выявляется их несостоятельность в школьном обучении. Хотя нередко у этих детей за внешним благополучием скрываются различные отклонения в психическом развитии, заметные на ранних стадиях только специалистам (психологам, дефектологам, психоневрологам). Таким образом, данная категория детей также остается без необходимой социально-психологической помощи в раннем возрасте.

В последнее время школа стала предъявлять повышенные требования к интеллектуальному уровню детей уже при их поступлении в школу. При этом зачастую проводится недостаточно профессиональный, но очень жесткий отбор и отбраковка «непригодных» к обучению детей в элитных и престижных школах (порой создается впечатление, что перед школой стоит задача учить только тех детей, которые и без нее доказали свою способность к обучению). В связи с этим заботливые родители начинают интенсивно готовить своих малолетних детей к предстоящим школьным испытаниям. «Домашние» дети с двух-трехлетнего возраста посещают всевозможные эстетические студии для дошкольников, прогимназии, подготовительные курсы при школах. К сожалению, во многих из них занятия проводятся педагогами, не имеющими специального дошкольного образования.

Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности обучаемых детей, зачастую в содержание используемых программ не заложен принцип развивающего обучения. Целью таких занятий становится подготовка-натаскивание детей к конкурсным испытаниям в школе, без учета их возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и проблем развития. Как следствие, в ряде случаев у детей-дошкольников еще до поступления в школу формируется негативное отношение к занятиям: у них не только гасится познавательная мотивация, но и появляется опережающий страх неуспеха, рождается неверие в свои возможности. Поэтому в данных учреждениях становятся актуальными вопросы психологической готовности маленького ребенка к систематическим занятиям, а также проблемы своевременной психологической помощи детям раннего возраста.

Несмотря на все вышесказанное, даже в крупных городах до сих пор не налажены в достаточной степени ни система ранней диагностики психического развития детей, ни система ранней коррекционной помощи. Очень мало специальных (психолого-дефектологических) диагностических центров для детей раннего возраста, крайне мала сеть учреждений для детей раннего возраста с отклонениями в развитии. Нет достаточного числа профессионально подготовленных детских психологов, знающих особенности развития детей раннего возраста, патопсихологов и дошкольных дефектологов широкого профиля. Почти отсутствуют психолого-педагогические консультативные пункты для родителей, где они могли бы получить знания, необходимые для воспитания ребенка, индивидуальные рекомендации и методики по проведению повседневных коррекционно-разви-вающих занятий с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме: