Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Материалы » Работа с семьей » Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Страница 2

Таким образом, в настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой сети консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи детям раннего возраста. Назрела необходимость в разработке принципиально новых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста. Желательно также дальнейшее совершенствование системы специальных яслей для детей с разными типами отклонений в развитии, предусматривающей не только медицинскую, но и не менее необходимую дефектологическую и психологическую помощь.

В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имеющих высококвалифицированных специалистов по раннему детству, а также в плане расширения консультативной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста может быть предложено следующее:

• создание более широкой сети консультативных пунктов, где родители смогут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, во дворе и т. п.);

• организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа. Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большего числа нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребенка. В Министерстве общего и профессионального образования РФ рассматривается инструктивно-методическое письмо, составленное сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, в котором предлагается подобная форма коррекционно-воспитательной помощи проблемным детям раннего возраста.

Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические и развивающие студии, а также в детских поликлиниках. Это позволит использовать помещения данных учреждений и работающих там специалистов по раннему возрасту (в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорных условиях)

В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе яслей) желателен психолог и врач-консультант-психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для проблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточное число дошкольных дефектологов широкого профиля.

В задачу психолога могут входить следующие направления работы: индивидуальное психологическое обследование детей, определение общего уровня психического развития, выявление структуры нарушения (то есть выделение сохранных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатам психологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т. п.). Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Типы высшей нервной деятельности
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно ...

Флегматический темперамент
Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот вам на встречу идёт толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него с ...

Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для ...