Динамика Я-концепции

Страница 2

Анализируя защитные функции Я-концепции, необходимо упомянуть о столкновении двух элементов — сформировавшейся когнитивной схемы внутри нас и привходящего извне нового опыта. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.

Наше поведение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности. Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме него существует внутреннее Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Наше внешнее Я формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Я всегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю. Если внутреннее Я составляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее Я, постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что у каждого человека как минимум два Я, которые находятся то в гармонии, то в конфликте друг с другом. Философы утверждают, что их может быть больше. Каждое Я — целостная система принципов, суждений, нравственных норм, целей, мотиваций.

1. «Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений, стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своих способностей.

2. «Отраженное Я». Оно возникает в процессе социализации. Это совокупность представлений о том, что другие думают о нас. Что думают не вообще, а по нашему мнению. Благодаря наличию в нас первого — «Субъективного Я» — каждый человек очень избирательно прислушивается к мнению о себе окружающих. Обычно он пропускает мимо ушей то, что ему не нравится, что он не хотел бы слышать, что ему может принести вред или что ему совсем ничего не принесет. Избирательное, или селективное, отношение к поступающей от окружающих информации основано на большой любви к себе либо на желании все объективно взвесить и не допустить ошибок. Таким образом, «Отраженное Я» может быть чрезмерно субъективным, пристрастным, а может быть достаточно объективным и взвешенным. Ориентируясь на других, индивид постоянно вносит те или иные коррективы в свои действия. Другие служат ему социальным зеркалом. Оно выполняет функцию своеобразного контролера, который отлеживает реакции окружающих.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. К концу дошкольного в ...

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»: чувс ...

Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризую ...