Таким образом, необходимым и достаточным критерием субъективной удовлетворенности самореализацией являются три условия:
1) достижение желаемого результата деятельности,
2) максимальное использование своих физических и психических возможностей в процессе деятельности,
3) разумная субъективная «цена» результата. Выполнение этих условий в ходе всякой деятельности возможны только в случае правильной постановки цели деятельности. Человек должен обладать способностью к саморегуляции - адекватной оценке своих возможностей и постановке задач, являющихся для него не простыми и не сложными, а нормальными, выполняемыми на пределе, но не выходящими за пределы его возможностей.
М.С. Иванов считает, что удовлетворенность самореализацией во многом определяется степенью реализации ценностей личности, поскольку ведущие ценности личности и являются основными сферами самореализации. На основании этого автор использует при изучении самореализации личности методический прием, основанный на использовании методики изучения ценностных ориентаций Рокича, когда среднее арифметическое оценки реализации терминальных ценностей в процентах принимается за величину удовлетворенности самореализацией [14].
В целом, исходя из проведенного анализа представлений о самореализации личности в психологических теориях, можно сказать о том, что истоки представлений о самореализации присутствовали в контексте других психологических проблем и в то же время, очевидно, что самореализация не являлась предметом специального изучения и не была выделена как самостоятельная психологическая проблема. Это позволяет не только обозначить самореализацию как психологическую проблему, требующую отдельного научного изучения, но и продвинуться в понимании собственно психологической сущности самореализации как предмета исследования. Наряду с увеличением интереса к феномену самореализации личности, обусловленным пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности человека, потребность научного обоснования и изучения самореализации личности как психологической проблемы несомненна. В настоящее время существуют терминологические расхождения и различия в толковании самореализации личности разными авторами, отсутствуют разработанные психологические теории и модели самореализации личности.
Материалы по теме:
Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
К
настоящему времени в психологии существуют разные подходы к определению понятия «интеллект». Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, в рамках подхода, и ...
Особенности личности застенчивых
У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (P. Pilkonis, Ph. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертиров ...
Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы импульсивного ребенка
Одной из важнейших сторон профессиональной культуры педагога следует считать его способности, умения и навыки изучение психики детей.
Особенно огромное значение в последние время имеет диагностика коррекции психического развития ребенка. ...


Главные разделы