Основные виды памяти

Страница 1

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом она в образе все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представить действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

«Анализ показывает - писал Л.С.Выгодский [3,с.6-164], что мышление ребенка во многом определяется его памятью…. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать…. никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление – материал, который человек использует для решения задач, является образным. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Данная форма, наиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

В нашей стране наиболее широкое практическое применение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная Гальпериным П.Я. [6,с.63-74]. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе А.Валион и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и многие другие.

П.Я.Гальперин [6,с.63-74] разработал теорию формирования мышления, получившую название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заданными свойствами.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса и мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выгодский и Л.С. Сахаров [3,с.6-164] были одними из первых ученых – психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Сюжетно-ролевая игра
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, ...

Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
подросток семья воспитание характер Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания: - реакц ...

Возраст как предмет научного изучения. Понятие периодизации
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человек ...