Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

Материалы » Теории психического развития в современной зарубежной психологии » Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

Страница 3

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные "добродетели" личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и "добродетели" имеют два полюса. Так базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ - ОТДАЛЕНИЕ; автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ; инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЮ; трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНЕРЦИЮ; идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ; близость против одиночества - ЛЮБОВЬ - ЗАМКНУТОСТЬ; порождение против самопоглощенности - ЗАБОТА - ОТВЕРЖЕНИЕ; эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ - ПРЕЗРЕНИЕ.

Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: "Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала".

Страницы: 1 2 3 

Материалы по теме:

Развитие психоанализа в России
В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего шанса выжить и те направления психологической науки, которые дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркий пример тому - судьба фр ...

Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим объектам
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объ ...

Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование псих ...