После распада СССР в конце 1991г. начинается драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму.
На смену догматическому курсу пришел плюрализм методологических ориентаций. Стало очевидным, что не может быть одной единственной теории, на основе которой можно построить психологическую науку, что решение принципиальных вопросов должно опираться на разнообразные философские воззрения. При этом сохраняют свое значение основные методологические принципы психологии: объективности исследования, детерминизма и системности, принципы изучения психики в развитии, в единстве сознания и деятельности.
Другой особенностью психологии постсоветского периода является ее сближение с практикой. Расширилась сеть самостоятельных психологических служб: от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. За последние 15 лет исследования юридической психологии приобрели широкий диапазон. Эти исследования не только в области криминальной психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, аспектов превентивной психологии и проблем пенитенциарной психологии.
Говоря о сегодняшних ключевых фигурах в ЮП следует указать работы В.В. Романова (ЮП в военной юстиции и общие вопросы ЮП), Ю.М. Антоняна (психология преступника), М.И. Еникеева (общие вопросы ЮП и особенности ее преподавания в Юр.вузах), В.Л. Васильева (автора наиболее популярных и востребованных учебников по ЮП), а также Баранова П.П. и Курбатова В.И. (авторов современных учебных пособий). В работах этих авторов с современных позиций формирующегося правового государства изложены основные научные проблемы и принципы развития сегодняшней ЮП в России.
Материалы по теме:
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста
развитие ребенок родитель семейный
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[28]
Семейное воспитание – часть о ...
Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, ...
Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...
Главные разделы