Человек под влиянием войны. Фазы психических реакций

Материалы » Человек под влиянием войны и экстремальных ситуаций » Человек под влиянием войны. Фазы психических реакций

Страница 1

В психологии экстремальных ситуаций выделяют следующие фазы психических реакций при катастрофах. В этих фазах чётко прослеживается поведение, в данном случае, воина во время боевых действий.

Первой фазой является героизм, который начинается в момент катастрофы и длиться несколько часов. Для этой фазы характерен альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спасти их а также спастись и выжить самому. Но у этой фазы есть большой недостаток - человек недооценивает свои возможности, и возникает ошибочное мнение, которое не позволяет "трезво" оценивать ситуацию.

Вторая фаза возникает у воинов после окончания сражения и называется "медовым месяцем". Продолжительность этой фазы от 3 до 6 месяцев. Те кто выжили переживают большое чувство гордости за то что преодолели все опасности и трудности и остались в живых. В этой фазе пострадавшие-участники надеются и верят, что все трудности позади.

Третья фаза - разочарование. Обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Возникает сильное возмущение и горечь, в конце-концов разочарование, которое возникает в процессе разрушения этих надежд.

Четвертой фазой является восстановление. Начинается тогда, когда те кто выжили, осознают что теперь им самим необходимо начинать всё сначала: обустраивать быт и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

У молодых российских солдат в зоне боевых действий во время эмоционального напряжения, обусловленного не вполне осознаваема страхом смерти, сначала появлялись две стрессовые реакции.

1. Стрессовая поисковая активность, направленная на "знакомство" с опасностью. Солдаты - новички, в разной степени осознавая это, противопоставляют себя опасности, смерти. Одни - принижая, отрицая её; в глубине сознания они как бы говорят: "Стреляйте - не попадёте в меня!", "Не боюсь вас!" Это стрессовая социализация с невидимым источником опасности. Другие солдаты - новички утверждают себя, свою индивидуальность, как бы произнося: "Я неуязвим! Я не боюсь!" Обе формы активности могли сочетаться у одних и тех же людей. У солдат, склонных к стрессовой активности, при эмоциональном напряжении кровь может приливать к лицу - они "краснеющие".

2. Вторая первичная стрессовая реакция - пассивность. Она проявлялась в заторможенности движений (с сильной активностью кататаноидностью или с чрезмерной расслабленностью - катаплексоидностью), замедление интеллектуальных действий, субдепрессивности, снижении склонности к общению. У таких солдат при эмоциональных напряжениях может возникать спазм лицевых сосудов - они "бледнеющие" при стрессе.

В процессе адаптации к военным стрессорам дифференциация солдат на активных и пассивных перестала быть заметной.

С древнейших времён учёным - врачам и в Европе, и в Азии известно, что в критических (экстремальных и болезненных) ситуациях многообразие человеческих различий уменьшается, затеняется либо активным, либо пассивным поведением, реакции на неблагоприятные, угрожающие здоровью и жизни причины. Как указывал ещё Гиппократ, крайняя форма активности - мания, пассивности - депрессия.

Первые исследования военного стресса (он ещё не назывался "стрессом") были проведены Эрнстом Кречмером во время первой мировой войны. Активную форму военного стресса он называл "двигательной бурей". Она могла проявляться в форме как слабого беспокойства, суетливости, мнительности, так и сильной обеспокоенности, метания, неудержимой и не управляемой беготни, паники в поисках мнимого спасения. Пассивную форму военного стресса Кречмер называл "мнимой смертью". Спектр её проявлений - от чувства слабости, субдепрессивность, ослабления силы и тонуса мышц до полной, не контролируемой субъектом расслабленности (катаплексоидности), адаптации, депрессии, обморока и даже летаргии. Ганс Селье, предложивший и насытивший понятие "стресс", писал, что, 30 лет изучая его, он увидел: в психологическом смысле "стресс" - это превращение "обычного" поведения в активное либо пассивное.

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей
В психологической литературе можно встретить несколько определений понятия «одаренность»: 1. качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представля ...

Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации явля ...

Динамическая теория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, ...