Психология преступной группы

Страница 6

Но центральной фигурой, по данным криминологов, является лидер-организатор

, представляющий «последовательно-криминогенный» тип личности. Он характеризуется высокой степенью антиобщественной направленности, крайне негативной личностной ориентацией, целенаправленно использует и подыскивает подходящую для совершения преступления ситуацию, активно преодолевает встречающиеся на этом пути препятствия.

Встречаются и другие, смешанные типы лидеров, выполняющие роли вдохновителя, инициатора, организатора и даже исполнителя преступлений.

В группой динамике

преступной группы, независимо от исключительно важной роли лидера, существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, особенно на начальном этапе, в ней чаще доминирует стремление к интеграции, к более тесному и устойчивому объединению. Но одновременно или несколько позже в ней начинают проявляться и центробежные процессы. «Генератором

» этих межличностных внутригрупповых процессов выступают оппозиционеры

, т.е. те члены группы, которые менее других удовлетворены своим статусом в ней, поведением лидера, его методами руководства, дележа материальных ценностей, добываемых преступным путем. По этой причине между ними могут возникать непрязненные отношения, стремление самим захватить лидерство, выйти из этой группировки и создать свою преступную группу, независимую от прежней.

Все это приводит к появлению в группе скрытых от постороннего наблюдения конфликтных отношений. Межличностные конфликты в преступной группе могут быть также связаны и с прежними отношениями ее членов, с их разногласиями, возникающими ранее на этнической, социокультурной почве и т.п. Способность заметить эти отношения, увидеть причины разногласий, назревающих конфликтов, помогает работникам правоохранительных органов выбирать наиболее оптимальные, тактически грамотные приемы воздействия на участников организованной преступной деятельности.

Можно активно использовать противоречия в их показаниях, развенчивать их групповые «мы - чувства», демонстрируя им подлинные отношения в группе, объективно существующие расхождения в их индивидуальных мотивах с групповыми интересами.

Для того чтобы успешно вести расследование групповой преступной деятельности необходимо прежде всего установить базовую направленностьОПГ. Эта информация поможет точнее определить сферу, регион, общественную опасность группы, ее примерную численность и структуру. При этом особое внимание следует обращать на побочные, нетипичные для данной группы преступления, отличающиеся более низким криминальным профессионализмом в выборе способов их совершения отдельными членами группы. Такой подход позволяет быстрее собрать информацию о наименее защищенных от разоблачений звеньев преступной группировки (или организации), ее отдельных членах, не отличающихся высоким уровнем криминального профессионализма. Считается, что «чаще всего низкий профессинализм побочных и нетипичных преступлений создает более благоприятные условия для их расследования с последующим использованием полученных данных для расследования основных преступлений».

Помимо этого, необходима своевременная изоляция организаторовпреступного формирования от остальных ее членов, выведение из-под их влияния остальных участников группы, для которых членство в ней представляет меньшую ценность. Не менее важно выявление лиц, недовольных

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит ...

Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те ...

Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития, воспитывающихс ...