Практика работы показывает, что психодиагностические задачи возникают чаще всего в следующих ситуациях:
1) при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении;
2) при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора);
3) возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств;
4) при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий.
Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики.
Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности:
а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
б) опросник «Ориентация»;
в) опросник профессиональной готовности (ОПГ);
г) методика «Карта интересов»;
д) анкета «Изучение профессиональных намерений».
Блок углубленной профдиагностики:
а) опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда (ОПП);
б) опросник терминальных ценностей (ОтеЦ);
в) личностный опросник Г.Айзенка (EPI);
г) направленность личности (общая и профессиональная), жизненные ценности;
д) профессионально важные характеристики личности;
е) взаимосвязь с общей направленностью и устойчивой склонностью личности к определенной деятельности;
ж) профессионально важные психофизиологические функции и качества.
Итоговым результатом на данном этапе профконсультационной работы может быть описание тех особенностей личности, которые должны стать предметом коррекции в социально-психологическом тренинге (проведение его возможно через факультатив в школе и «Клубы ищущих работу» в службе занятости) для дальнейшей оптимизации выработки совместного решения по окончательному выбору профессии.
Завершающим этапом работы является заключительная корректирующая профконсультация. Предварительный анализ данных психологического обследования, наблюдения профконсультанта, беседы с оптантом дают вполне обоснованный материал для создания портрета личности оптанта, познания его склонностей, способностей, мотивации поведения, что позволяет в ходе заключительной беседы раскрыть клиенту его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию /21,22/.
Материалы по теме:
Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и
зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предп ...
Процесс развития речи в дошкольном возрасте
У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельнос ...
Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям
внешней среды
Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наибо ...
Главные разделы