Профессиональное консультирование молодежи

Страница 1

Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вхождение в самостоятельную трудовую жизнь, обеспечить необходимую социальную и правовую защиту.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой консультацией является любая форма работы по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профессиональной ориентации школьников.

Групповая консультация имеет следующие преимущества:

1) позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);

2) является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведения групповой профконсультации происходит информирование слушателей по следующим вопросам:

1) интересующие профессии и основные профессионально важные качества;

2) предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

3) возможность обучения и переобучения по различным специальностям;

4) конъюнктура рынка труда;

5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой.

Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Винсент Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890)
Ещё один великий, - на этот раз, постимпрессионист, Винсент Ван Гог. Ровно за год до его рождения, день в день, его мать родила другого ребенка, также названного Винсентом. Он родился мертвым. Существует мнение, что Винсент Ван Гог переж ...

Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании
Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Оно состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и не перерабатываемую человеком и ...

Теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. ...