Профессиональное консультирование молодежи

Страница 3

В ходе первичной профконсультации устанавливается межличностный контакт между профконсультантом и оптантом, что является важным этапом дальнейшего взаимодействия. Успех беседы и всей последующей работы с клиентом в значительной мере определяется психологической подготовкой и компетентностью профконсультанта. При этом имеет значение не только вербальное, но и невербальное поведение профконсультанта. Здесь нет мелочей: важно правильно выбрать позу, лучше, если консультант не будет сидеть напротив клиента через разделяющий их стол. Нельзя принимать «закрытые позы» (скрещивать руки на груди, закидывать нога на ногу, подпирать руками подбородок и т.д.), так как они воспринимаются как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же позы (руки раскрыты, кисти не сжаты, ноги свободно согнуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, психологического комфорта. Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет слегка наклоняться вперед к собеседнику, если же не заинтересован – будет откидываться назад. Слишком расслабленная поза (развалившись) при деловом разговоре может означать демонстрацию превосходства ситуации, так же как если смотреть в сторону, в окно, рассматривать свои руки. Все это может помешать установлению доверительных отношений.

Углубленная профконсультация подразумевает комплексное изучение личности оптанта и выявление тех личностных и профессиональных особенностей, которые, как правило, входят в так называемую «слепую» зону личности. Именно в этой зоне находится закрытая от оптанта информация, не позволяющая объективно анализировать свои возможности. Неизвестные особенности часто связаны с такими комплексами как: повышенная агрессивность, обидчивость, тревожность, социальная дезадаптированность и др.

Психолог, профконсультант должен стараться выявить эти особенности, объективизировать полученные данные (QLT-данных) для выработки совместного с клиентом решения о программе возможной коррекции имеющихся качеств в процессе обучения, переквалификации, окончательного выбора профессии. Опыт работы по организации и планированию исследований, связанных с составлением индивидуальных психодиограмм показывает, что эффективными вариантами профконсультационной работы могут быть:

1) Собеседование с клиентами и тестирование по индивидуально подобранному банку методик.

2) Диагностика поведения в малой группе для выявления склонности к лидерству и доминированию, оценка эффективности группового взаимодействия.

3) Составление индивидуально-личностной характеристики на основе обобщения, интерпретации и объективизации QLT-данных для выработки рекомендаций по профессиональному самоопределению.

Одно из основных мест в углубленной профконсультации занимает профессиональная диагностика, основанная на всестороннем исследовании личности оптанта (психологического, психофизиологического, медицинского, социологического) с целью установления его пригодности к определенным видам трудовой деятельности. Основными видами профдиагностики являются:

1) изучение интересов, склонностей, профессиональных намерений, ценностей ориентаций;

2) исследование индивидуальных психических особенностей и свойств нервной системы;

3) определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков.

Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, клиническая беседа, эксперимент, аппаратурные методики и т.д.

Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена только на основе научно-обоснованной системы сопоставления структуры профессиональной деятельности и психологической структуры личности. Наличие информационной основы выбора профессии, адекватных критериев выбора, правил осмысления разнородной информации о рынке труда, механизмов и способов выбора профессии еще не гарантирует клиентам успешности профессионального выбора. Опыт работы показывает, что при ориентации на те или иные профессии оптанты имеют свойственные только им установки, надежды и иллюзии, но почти не владеют информацией о них самих, об адекватной самооценке способностей как необходимом условии профессионального выбора. Именно поэтому актуальным становится диагностика профессионально важных качеств и консультирование клиентов, которые помогают лучше понять интересы и склонности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности развития высших психических функций, личностные качества и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Анатомо-физиологические особенности младших школьников
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гиб ...

Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов: 1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...

Онтогенез психического развития ребёнка
Современная психология четко различает несколько основных этапов онтогенетического развития. Остановимся кратко на каждом их этих этапов, попытаюсь показать, какой основной формой жизнедеятельности характеризуется каждый из них и к каким ...