Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 6

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др.

Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы.

Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке.

Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов.

Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии.

В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование. Оно позволяет провести ее в соответствии с поставленными целями. Планируют экскурсии в начале учебного года. При этом внимательно изучают школьную программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению учащимися каждого класса, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта.

С интересом, как правило, проходят на экскурсиях встречи учащихся с передовиками или новаторами производства, рассказывающими о своей работе, об успехах своих и товарищей по цеху. В ходе заключительной беседы экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. По окончании экскурсии школьники составляют отчеты. Их проверяет учитель и затем подводит итоги экскурсии /4,14,15/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Материалы по теме:

Агрессивное поведение
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейши ...

Разработка концепции и планирование исследования
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой ...

Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, сост ...