Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 4

В этой весьма серьёзной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения.

Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: коммунистического гуманизма, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др. ссылка кракен

Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне её они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка: коммунистическим воспитанием, учебно-воспитательным процессом и т.д.

Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия – официально указанное занятие – "род деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и служащий источником существования".

Профессиография – одна из важнейших отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обуславливающие успешность или не успешность, удовлетворённость личности данной профессиональной деятельностью.

Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения.

К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся:

1) урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия;

2) профинформационный урок;

3) экскурсия на предприятия и в профессиональные учебные заведения;

4) выставки передового опыта;

5) встречи со специалистами и передовиками производства;

6) участия в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях;

7) тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы.

Ведущей формой организаций профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока в зависимости от его содержания решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Исследование особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети и подростки испытывают трудности в невербальном общении. Это происходит из-за ограниченных возможностей в социальной перцепции, отклонений в поведении. Коммуникация также затруднена расстройствами эмоциональной сфе ...

Виды консультативной помощи
Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функциониров ...

Стресс в нашей жизни
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...