Гендерная психология лидерства

Страница 1

До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства.

Прежде всего, нам необходимо задаться вопросом: «С каким полом связывается роль лидера?». Т.В. Бендас указывает на то, что «самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина (на работе, в семье); ему приписываются такие лидерские качества, как независимость от внешнего влияния, организаторские способности; женщины не должны назначаться на руководящие должности, по крайней мере, высшего уровня» [5, 157]. Г.Г. Горчакова конкретизирует мифы о женской деловой и профессиональной несостоятельности, несовместимости женственности с карьерным продвижением существуют и в современном обществе:

- истинная женщина не стремится к карьере;

- женщина не так умна;

- женщинам проще делать карьеру (в силу эффекта оказываемого на мужчин);

- карьера - это удел одиноких женщин;

- у бизнеса не женское лицо;

- женщины недостаточно честолюбивы;

- делая карьеру, она теряет женственность;

- женщины не хотят делать карьеру (в силу известных предубеждений);

- женщины слишком зависимы;

- семья и карьера несовместимы;

- ищите женщину в искусстве (наибольшее количество талантливых женщин сегодня в области искусства, поскольку здесь легче проявит природную одаренность);

- достижения женщин обратно пропорциональны их красоте (по К.В. Сельченок) [9, 63-70].

Как отмечает Е.П. Ильин, негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщины, завидующей мужчинам.

Приверженцы фрейдизма показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей (по Р. Кэнтер):

1) «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

2) «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;

3) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;

4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера [10; 215]. Группа ученых под руководством Э.С. Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров (среди которых были и руководители) разного пола и установила различие личностных структур мужчин и женщин. Для мужчин были характерны:

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Задержка психического развития
Результатом дифференциальной диагностики школьной неуспеваемости явилось выявление особой группы детей, которые не были умственно отсталыми, но испытывали серьёзные затруднения в усвоении школьной программы. Тестирование (А. Бинэ, Т. Симо ...

Психологические особенности младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка ...

Психологические составляющие политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разны ...