История изучения гипноза

Материалы » Гипноз у животных и человека » История изучения гипноза

Страница 1

История изучения и лечебного применения гипноза насчитывает много имён врачей и учёных, которые не побоялись тумана мистики, обмана и заблуждений, долго окутывавших гипноз, и помогли исследованиями поставить его на службу здоровью людей. Среди этих имён следует назвать наших соотечественников И.П.Павлова, физиолога В. Я. Данилевского, психиатра А. А. Токарского и психоневролога В. М. Бехтерева; французских исследователей и врачей А. Льебо, И. Бернгейма, Ж.-М. Шарко и П. Рише; немецких физиологов В. Прейера, Р. Гейденгайна и многих других.

Ещё на рубеже XIXв. венский врач Месмер (1734-1815), увлекавшийся модными в то время исследованиями магнетизма, в своей диссертации сформулировал понятие “животный магнетизм”, с помощью которого можно якобы изменять состояние организма. Несмотря на то что подобной силы не существует, популярность Месмера, убедительность его данных, отличное владение техникой гипноза обеспечили ему огромный успех в качестве психотерапевта. На своих сеансах он использовал металлический шарик, выступающий как маятник, или крутящийся перед глазами больного диск.

Большая заслуга в последующем широком распространении гипноза принадлежит английскому врачу — офтальмологу Джемсу Бреду (1795-1860). В 1841 г. в Манчестере ему довелось присутствовать на сеансе, который проводил швейцарский магнетизёр Лафонтен. Увиденное показалось Бреду неправдоподобным, и он решил сам изучить предмет с тем, чтобы разоблачить Лафонтена. Бред начал проводить опыты, используя в качестве подопытных свою жену, приятеля и своего слугу. Для того чтобы погрузить их в сон Бред заставил их смотреть на блестящую застёжку футляра для хирургических инструментов, которую он держал перед их глазами на уровне переносицы — как хирург-офтальмолог он знал, что фиксация взгляда на блестящем предмете приводит к быстрой усталости глаз. В 1843 году в свет вышла его книга «Нейрогипнология», где чудеса гипноза впервые получили научное объяснение. Бред неопровержимо доказал, что многие, казалось бы, необъяснимые явления не что иное, как естественное внешнее проявление особого нервного сна, который он назвал гипнозом (от греческого hypnos – сон). На основе своей теории он разработал чрезвычайно простой метод, позволяющий повергать в сон людей и животных. Путем простой фиксации взгляда пациента на блестящем предмете, например стеклянной призме, и словесного внушения он в большинстве случаев уже через несколько минут погружал его в состояние гипноза.

Знаменитый парижский психиатр и невропатолог Ж.-М. Шарко (1825-1893), работавший в больнице Сальпетриер, рассматривал гипноз как патологическое явление у людей, склонных к истерии. Истерия является одним из видов невроза, при котором больные или впадают в состояние, подобное гипнотическому трансу, или получают параличи, или у них нарушается функция органов чувств - все это является результатом самовнушения и может быть вылечено в течение одного сеанса психотерапии. Шарко был прав, утверждая, что гипнозу легче поддаются истерики, что между истерическими и гипнотическими проявлениями много общего. Действительно, есть много здоровых людей, которых трудно ввести в состояние гипноза, а то и вообще невозможно это сделать в обычных условиях. И всё же отсутствие внушаемости не патологическое явление. Известны случаи, когда в неожиданных ситуациях человек становится “как загипнотизированный”. Например, ребёнок учится ездить на велосипеде и вдруг неожиданно оказывается перед каким-то препятствием, и, вместо того чтобы его обогнуть, он смотрит на препятствие и едет прямо на него. Такое “оцепенение” в опасных ситуациях наступает и у взрослых. Оно аналогично акинезии у животных и должно считаться нормальным явлением.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Исследование соотношения академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников
Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные. Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на резул ...

Основные психические новообразования дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста : 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. ...

Сновидения как замаскированное исполнение вытесненных желаний
Когда мы говорим о сновидениях, то, прежде всего, имеем в виду присутствие в них необычных и фантастичных картин. Субъект ощущает себя находящимся в быстро меняющейся обстановке, очевидные пространственно-временные закономерности отсутств ...