Аддикция к покупкам

Страница 1

«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :

· формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;

· семейным конфликтам и распаду семей;

· совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).

Симптомами ониомании являются:

· импульсивное желание купить все подряд;

· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;

· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.

Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:

· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;

· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;

· снижению иммунной резистентности;

· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;

Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):

· психологическими травмами в детстве;

· дефицитом гормона серотонина;

· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;

· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;

· навязчивым влиянием рекламной информации;

· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.

Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.

В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:

· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);

· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);

· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;

· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности
Что могут сделать в этом направлении руководитель коллектива, его ближайшие помощники? Прежде всего они могут и должны реалистически, не тенденциозно оценить суть конфликтной ситуации, а именно: установить не только непосредственный пово ...

Психология председательствующего судьи
В суде присяжных профессиональный судья принципиально освобожден от задач поиска истины, борьбы с преступностью, в его обязанности входит лишь обеспечение законности процедуры. Значит ли это, что судья становится пассивным созерцателем ил ...

Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не ...