Аддикция к покупкам

Страница 1

«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :

· формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;

· семейным конфликтам и распаду семей;

· совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).

Симптомами ониомании являются:

· импульсивное желание купить все подряд;

· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;

· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.

Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:

· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;

· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;

· снижению иммунной резистентности;

· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;

Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):

· психологическими травмами в детстве;

· дефицитом гормона серотонина;

· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;

· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;

· навязчивым влиянием рекламной информации;

· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.

Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.

В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:

· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);

· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);

· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;

· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом общ ...

Стремление к цели
Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сф ...

Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, котор ...