«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.
Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :
· формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;
· семейным конфликтам и распаду семей;
· совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).
Симптомами ониомании являются:
· импульсивное желание купить все подряд;
· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;
· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.
Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:
· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;
· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
· снижению иммунной резистентности;
· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;
Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):
· психологическими травмами в детстве;
· дефицитом гормона серотонина;
· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;
· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;
· навязчивым влиянием рекламной информации;
· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.
Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.
В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:
· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);
· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;
· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).
Материалы по теме:
Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость.
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?»
Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто ...
Мышление
В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обус ...
«Письма по кругу»
Школа существовала не только в виде личных встреч, но и виде переписке между учениками и учителями. В них мы также можем пронаблюдать за развитием отношений внутри школы. Годы с 1920 по 1924, к которым относятся эти письма. В эту послевое ...
Главные разделы