Противоречия индивидуального развития

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.[1] Из преодоления всех преград и препятствий складывается жизненный путь человека.

Жизненный путь человека – это история формирования и развитие личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменение образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на стадии онтогенеза, причем в такой степени, что настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически, ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирование личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Индивидом человек становиться раньше, чем личностью. Ученые говорят даже о том, что индивид «начинается» задолго до рождения, и ребенок появляется на свет с определенной историей развития

Начало развития еще как-то можно определить, сложность составляет определение зрелости человека. Возможно её стоит определять используя биологические критерии. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Но в отличие от животных, у которых достижение физической зрелости означает полнейшее созревание, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие движется на протяжении всей жизни, пока мы учимся в школе, институте, университетах и по жизни набираемся опыту. Трудовая зрелость к нам также приходит позже.

Интересен также факт старения и умирания. Они, (если так можно выразиться) не имеют конкретных временных ограничений, и старение не у всех проявляется одинаково и у каждого протекает по своему «графику».

На протяжении всего развития человек рассматривается со стороны индивидуальных, личностных особенностей. Общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с её целостной организацией и саморегуляцией. Самосознание и «Я», характер и талант человека с их неповторимостью – всё это самые поздние продукты его развития.

Материалы по теме:

Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, увер ...

Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу о ...

Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков. Подростковый возраст – пер ...