Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.
Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников, по данным Е.И.Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.
Такую картину рисуют московские психологи (И.В. Дубровина и др.,1987,1988). Общий уровень личных и социальных притязаний обследуемых ими учащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как и способность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархию ценностных ориентаций обнаружила только треть обследованных. У остальных они либо недостаточно дифференцированы, либо недостаточно устойчивы. 39% старшеклассников ещё не определили своего отношения к основным ценностям окружающего мира, и это сказывается на их жизненных планах. Мотивация, связанная с будущей профессиональной деятельностью и учёбой, выражена у старшеклассников значительно слабее, чем мотивы самоутверждения и общения.
Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой»). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчур общо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). В первом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…
Итак, наибольшая трудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая- долгосрочные жизненные планы.
Материалы по теме:
Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особе место занимают больничные учреждения со стационарными условиями обслуживания. Иначе говоря, какие проблемы испытывает пожилой человек, находясь в стационарных условиях больницы ...
Флегматический темперамент
Флегматический темперамент
присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот вам на встречу идёт толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него с ...
Источники подростковой агрессии
В литературе называют следующие источники подростковой агрессии.
Главный источник
- это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, ...


Главные разделы