Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом

Материалы » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом

Страница 2

Такой подход к нравственному развитию личности, подчеркивает его самодвижение, которое продвигается по собственным законам, и одновременно открывает возможность его детерминистического объяснения и регулирование в процессе воспитания. Известно, что человек действует ради достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей. В своей жизни он постоянно встречает и преодолеет внешние и внутренние трудности. Задача воспитания нравственности заключается в том, чтобы актуализировать это противоречие и способствовать развитию устремлений и потребностям, выработке нравственных ценностей, осознанию между своими желаниями и уровнем развития морально–волевых качеств. Воспитание личности требует не только опережать ее нравственное развитие и создавать внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к себе, то есть способствовать созданию внутреннего противоречия. Это важно, так как нравственно- воспитанную личность характеризует внутреннее принятие принципов и норм нравственности и собственного поведения, когда они выполняются по внутреннему убеждению. Так внешние требования если определяют нравственный поступок, то проходят через эмоциональную, интеллектуальную сферу личности и становятся требованием внутренним. Требования личности к самой себе, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным движением фактором процесса нравственного воспитания. Именно так личность становится творцом своего собственного нравственного развития.

Таким образом, задачи воспитания и самовоспитания объединяются в единое, в результате чего усилия воспитания и самовоспитания взаимно дополнят и поддерживают друг друга, способствуют более быстрому развитию нравственности личности. «Гармония противоположности», по выражению Л.И. Анциферовой, становится важной движущей силой развития личности. Данная гармония является естественным следствием взаимозависимости воспитания и самовоспитания, и в первую очередь социальной детерминированности самовоспитания».

Процесс воспитания формирует у человека предпосылки самовоспитания, а в дальнейшем отражается на процессе самовоспитания. Человек или внешнее приспосабливается к окружающей действительности, или принимает ее как она есть, или борется с недостатками в ней. Всегда присутствует связь между деятельностью личности в самовоспитании и внешним миром, то есть с обществом с организованными или неорганизованными воздействиями на человека. Эти воздействия преломляются во внутреннем мире личности и могут не оказывать влияния на процесс самовоспитания. Совершенствуя себя личность, может управлять собою, так и воздействиями на окружающую деятельность с той целью, чтобы приспособить ее к своим требованиям. Человек под действием убеждений, качеств, привычек и изменений внутреннего мира может изменять какие-то свои желания, запросы и по своему усмотрению влиять на характер отношений внешним миром, а не просто стремиться достигнуть установившиеся ранее целесообразных отношений.

Самовоспитание позволяет личности достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий, хотя индивид и продолжает находиться в определенной зависимости и в различных формах связи с ними.

Экономические отношения являются основой всей системы нравственных отношений. Большую роль играет идеология государства, как совокупность теории, идей, целей, идеалов. По этому в содержании воспитании школьников вкладывается те нормы, которые должны быть руководящими в повседневном поведении, в гражданской позиции каждого школьника.

Нравственность является нормой поведения и показанием зрелости личности. А по этому нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно–политическую, культурную и другие деятельности. Помогать более глубже раскрыть мотивы безнравственных и нравственных поступков каждого ученика. Можно обобщить это тем, что у каждого учащегося должно сформироваться нравственное сознание (знание, взгляды, убеждения, суждения, оценки, идеалы) и морально–волевые черты характера (намерения, мотивировка, решения), ориентировочное поведение (действия, поступки, привычки, навыки). Составляют все эти части основу личности, в то время, как внутреннее содержание объединяет в целое качество, выражающих отношений личности к людям, к труду и так далее, к общественной собственности, к дружбе, коллективизму, ответственности и так далее. Нужно также заметить, что все качества связаны друг с другом и составляют целостную функционирующую систему. Но в одних условиях могут проявлять одни качества в других - другие. И чем выше идейность личности, тем эффективнее проявляются нравственные качества. В реальной жизни нравственные качества школьника проявляются в активном отношении к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование псих ...

Манипулятивная установка в контексте профессиональной деятельности менеджера
Одной из основных функций, заложенных в самом понятии "менеджер", является управление. Управление можно определить как "комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или отдельные его звенья с целью упорядочивания … ...

Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобр ...