Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Страница 2

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Особенно легко и быстро агрессия возникает у малышей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями и умственно отсталых. Агрессия и этих детей обычно носит инструментальный характер и проявляется в виде вспышек ярости и гнева. Как отмечает Г.Э.Бреслав, «дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно» [15, с.29].

Как замечает А.Гюггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что кричать и драться нехорошо, но при случае не задумываясь, делают и то и другое [21, с.38].

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спонтанным и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность – желание причинить оппонентам вред и получить при этом удовольствие – остается неизменной.

К.Бютнер пишет, что первые формирования группировок в младшем школьном возрасте заметно меняют агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышение своих возможностей. Следствием этого бывает исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому, как считает К.Бютнер, жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы [17, с.75].

В.Г.Василевский особо отмечает, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями группа может быть фантазией. Не имея возможностей и навыков общений для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных или игровых фильмов. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся [цит. по 18, с.22].

Особое место занимает подростковая агрессия. Как известно, существует мнение, что период с 13 до 16 лет является сплошным многолетним возрастным кризисом. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Е.В.Слотина пишет, что у подростка появляется ряд экзестенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начинать совершать самостоятельные поступки [43, с.124].

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

История развития темперамента
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом ...

История близнецовых исследований
Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализир ...

Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошед ...