Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Страница 1

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Согласно многочисленным исследованиям, проявление детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам.

Е.А.Маркова отмечает, кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями [цит. по 50, с.571].

Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявление агрессивности являются механизмом привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Агрессия у ребенка – это, прежде всего, реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия у детей выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Адаптируясь к условиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться и кусаться. Причем эти действия совершаются неосознанно, импульсивно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, касание ногтей и губ.

Н.М.Платонова, ссылаясь на различные исследования, отмечает, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности – на 3 года [51, с.91].

Дошкольник, находясь в группе сверстников, часто старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свою потребность быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Однако, коммуникативные навыки в этом возрасте еще недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы. Следовательно, маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Стресс
Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма (устойчивости органи ...

Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие ...

Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериме ...