Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии

Страница 8

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Как определяет это понятие словарь, «психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта»[34, с. 452]. Функцией психологической защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность, переживаний. Е.А.Маркова и А.Н.Волкова считают, что и само агрессивное поведение может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. В то же время работа зрелых психологических защит может предотвратить или уменьшить интенсивность агрессивных проявлений. О действиях психологической защиты можно говорить тогда, когда, например, вместо выявления причин проблемной ситуации человек начинает искать «виноватого» и продумывать способы отмщения.

Таким образом, в современной психологии принято различать понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивные действия». Первое обычно рассматривают как отдельные действия и поступки, второе как относительно устойчивое свойство личности, третье - форма реагирования на различные неблагоприятные ситуации. Рассматриваются эти понятия с точки зрения различных подходов (психоаналитический, этологический, ситуативная теория, теория социального научения), каждый из которых имеет свое практическое применение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по теме:

Интеллектуальная активность
Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так творческой одаренности и продуктивности, с другой. ...

Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные ...

Типы отношения к болезни
¨ Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. ¨ Эргопатический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность. ¨ Анизогнозический – активно ...