Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии

Страница 5

Согласно психоаналитическому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально "запрограммированы" на подобные действия. З.Фрейд предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения. Он писал: «Вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий… в человеке таится особый инстинкт – агрессии и разрушения» [52 c.86].

В целом взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. По его убеждению, агрессивное поведение — не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий [45, с.12].

Для А.Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное, или, выражаясь словами Адлера, «агонизирующее», сознание порождает различные формы агрессивного поведения — от открытого до символического, каким, например, является хвастовство — его цель состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. По мнению Адлера, это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения.

Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы — связанные с причинением боли и унижением - ритуалы, обряды, конвенциональные формы наказаний и т.п. Кроме того, по Адлеру, всякое контрпринуждение, то есть ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом [45, с.14].

Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Эволюционный подход. К.Лоренц, считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех живых существ. Он так же считал агрессию неизбежной, однако более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля над поведением. К.Лоренц изучил врожденные начала, сдерживающие агрессию, такие как родство, любовь и дружеские отношения. Так же он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия [32, с.412].

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж.Доллара, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно [цит. по 2, c.13].

Н.Е.Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую смещение агрессии. Он предположил, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1. Силой побуждения к агрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по теме:

Формирование школы психоанализа
В рассмотрении формирования и функционирования школы психоанализа невозможно обойти стороной роль Ранка как летописца истории психоанализа. Протоколы дают нам наглядное представление о первом периоде развития психоанализа в Вене. Они импл ...

Психология сторон
Принцип состязательности, заложенный в российском уголовно-процессуальном праве, прямо прописан только в разделе УПК РФ[5], посвященном суду присяжных. Обязательность участия в рассмотрении дела судом присяжных защитника и государственно ...

Сравнение особенностей коммуникативной сферы у детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития
Поскольку большинство работ написано на тему исследования общения у лиц с легкой умственной отсталостью, мы рассмотрим особенности общения у детей с легкой умственной отсталость в сравнении с детьми с ЗПР. Нарушения вербального общения у ...