Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 6

Наконец, выделяются специальные упражнения на ритм, ощущения пространства, на обработку динамики поведения и т.п.

На кафедре педагогики Полтавского пединститута имени В.Г. Короленко была разработана программа спецкурса "Основы профессионального мастерства".

Целью является углубление знаний студентов о творческой деятельности учителя.

Содержание программы курса включает в себя 12 лекционных тем:

1 курс: Педагогическое мастерство и его значение для совершенствования обучения и воспитания (6 ч.), педагогическая техника (2 ч.), речь учителя в структуре его деятельности (4 ч.).

2 курс: Культура педагогического общения (4 ч.), способы коммуникативного воздействия (4 ч.), педагогическая техника. Приемы педагогического воздействия (2 ч.).

3 курс: Мастерство выдающихся педагогов:

• Мастерство учителя на уроке (4 ч.).

• Мастерство воспитателя.

4курс: Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.

Велик удельный вес практических занятий (78 практических при 42 лекционных). На втором курсе, например, раздел "Практические занятия" представлены темами: "Педагогический такт учителя" (решение практических задач, ролевые игры): внимание, наблюдательность учителя, воображение учителя, убеждение в педагогическом процессе; выразительность речи учителя, приемы педагогического воздействия, анализ образцов работы передовых учителей, наблюдение и анализ общения педагога с аудиторией.

Значительное место в курсе отведено вопросам развития у будущих педагогов нервно-психической сферы (распределенность, непрерывность внимания, наблюдательность - память - точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота вспоминания по первому требованию, мышление, самостоятельность, точность суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение - способность быстро и ярко представить себе тот или иной объект, восстановить неполные впечатления и представления, активная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте).

Программа курса предусматривает ознакомление с умением, позволяющим снять "мышечные зажимы" (скованность движений) и "психологические зажимы" (потеря способности мыслить), с приемами, помогающими освободиться от напряженности или привести себя в любой момент в состояние работоспособности.

Все практические занятия проходят в кабинетах педагогического мастерства. Это лучшие аудитории на факультетах, где используется весь комплекс технических средств. В кабинетах зеркальные стенки для работы над артикуляцией, мимикой, жестами. Студент видит себя и корректирует осанку, выражение лица, движения. Пробный урок или воспитательное мероприятие записывается на видеомагнитофоны, и студент впоследствии может прослушать или посмотреть проведённое им занятие. Преподаватель, руководящий занятием, не прерывает студента - на табло появляются рекомендации типа "говорите громче, тише, быстрее, медленнее, объясните, продемонстрируйте". Световое табло регламента с отсчётом времени и сигналами помогают выработать привычку чувствовать время на отдельных этапах урока.

Завершающим этапом на каждом курсе является зачет, а на последнем - дифференцированный зачет по курсу.

В нашей стране наибольших успехов в этом отношении достигли педагоги и психологи под руководством Н.В. Кузьминой (г. Санкт-Петербург), а также барнаульский преподаватель английского языка - С.Я. Ромашина, работающая под руководством известного методиста Г.Б. Рогоновой. Опираясь на теоретические положения Г.Б. Рогоновой, С.Я. Ромашина разработала краткосрочную методику повышения классификации преподавателей иностранного языка в области педагогического общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по теме: