Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 2

Коммуникативные способности учителя длительное время находятся в центре внимания исследователей. Они выявлены, систематизированы и охарактеризованы в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и других [80, 996, 115, 150, 169], которые в своих выводах основываются на научном подходе таких психологов как Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и других [61, 129, 197, 231].

Н.В. Кузьмина определяет коммуникативные способности учителя как "способность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств" [111].

Н.В. Кузьмина [115] подчеркивает тесную связь коммуникативных способностей с другими педагогическими, а также общими и специальными способностями. Общие, специальные профессиональные способности определены К.К. Платоновым: "Профессиональные способности - это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определённой трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней".

Коммуникативные способности относятся, без сомнения, к самым важным способностям учителя. Сущность этих способностей рассматривается в трудах Г.С. Васильевой, Л.А. Игнатьевой, М.И. Станкина. Коммуникативные способности по И.А. Зимней - это "способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта" [80].

М.И. Станкин определяет коммуникативные способности как "умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения". М.И. Станкин обозначает такие черты личности, необходимые для установления правильных взаимоотношений как искренность, доброжелательность, уважение к личности обучаемого, внимание к его положительным чертам, вежливость, предупредительность. Он особо подчеркивает нравственную культуру общения, терпимость к слабостям обучаемых, учет их темперамента и характера [226].

Л.М. Митина говорит о способности педагога учитывать интересы обучаемых как познавательные, так и личностные: "Ученик всегда откликнется добрым отношением к учителю, если тот сумеет понять его пристрастия, увлечения, интересы. Собственно, обмен человеческими ценностями составляет сердцевину их общения,. учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками".

Как мы видим, все авторы этих определений в основу коммуникативных способностей кладут отношения. Отношение к партнеру общения - краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к обучаемому - основа, на которой следует развивать коммуникативные качества педагога.

Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.

Образовательная среда вуза предоставляет нам в качестве первого, начального средства - учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и технологическими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков. Подростковый возраст – пер ...

Аффект
Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних орг ...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом общ ...