На семинарских занятиях обсуждаются вопросы, которые требуют глубокого теоретического осмысления. Занятия, построенные таким образом, способствуют проявлению самостоятельности студентов при изучении отдельных теоретических вопросов.
Лабораторно-практические занятия решают задачи ознакомления с системой технологических знаний. На этих занятиях формируются начальные умения, студенты знакомятся с принципами анализа различных проявлений коммуникативной культуры и в разных ситуациях, а также - с основными принципами анализа элементов коммуникативной культуры. Занятия позволяют развивать и закреплять социальные навыки коммуникации.
По содержанию близкими к лабораторным занятиям, описанным нами выше, являются также инструктаж и тренинг.
Инструктаж используется в процессе педагогической практики непосредственно перед выполнением учебной или практической работы. Инструктаж включает в себя объяснение цели предстоящей работы, описание организации и технологии выполнения. Инструктаж может включать опору на ключевые понятия и упражнения.
Тренинг общения включен и в лабораторно-практические занятия, и в педагогическую практику. Его основная цель - совершенствование и коррекция общения в процессе практики. Тренинг направлен на закрепление коммуникативных навыков и поведения в ситуациях, реально встречающихся в процессе практики (первый контакт, знакомство с классом, учителем, поведение в конфликтной ситуации, организация деятельности и др.).
Лабораторные занятия проводятся и во время педагогической практики. Их основная цель - самостоятельное выполнение типового задания. Как правило, лабораторное занятие проводится в школе и представляет собой наблюдение и анализ коммуникативной деятельности педагога на уроке.
Практическая работа студентов представляет собой профессиональную деятельность во время практики. Основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Студенты побуждаются к самоанализу и совершенствованию этой деятельности.
Основными методами в процессе формирования коммуникативной культуры студентов являются: дискуссия, наблюдения, беседы, моделирование ситуации, решение задач, упражнения, ролевые игры, тестирование и др.
Дифференцированность формирования коммуникативной культуры предполагает и ее целостность. Это позволяет нам описать ход экспериментальной работы не через этапы формирования коммуникативной культуры, а через характеристику ее аспектов, которые были определены основными целями.
Так, мотивационно-ценностный аспект предполагает формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Эта особенность формируется на каждом из выделенных этапов. Но на каждом из этих этапов формирование ценностного отношения к общению принимает разные статусы. Например, формирование ценностного отношения на первом этапе являются главной целью; на втором - главенствующей целью выступает формирование системы знаний коммуникативной культуры; что касается цели третьего этапа, - здесь значимость приобретает развитие социальных навыков коммуникации.
В то же время мы допускаем, что процесс формирования ценностного отношения к общению невозможен без наличия сформированной системы понятий, которые выступают основой знаний о коммуникативной культуре, а что касается развития коммуникативных умений и навыков, то этот процесс невозможен без развития мотивации общения, который мы понимаем как знание теории и технологии.
Материалы по теме:
Отношение родителей к болезни ребенка
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за ра ...
Влияние рекламы на поведение детей и подростков
Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% э ...
Развитие психоанализа в России
В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего шанса выжить и те направления психологической науки, которые дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркий пример тому - судьба фр ...
Главные разделы