Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Страница 11

Критерии оценки ситуации с платформы гуманистической педагогики - идентификационный, эмпатический, учитывающий индивидуальные особенности обучаемого и его отношение к обучающему, не принимались в расчёт. Отсюда способы разрешения ситуаций, воздействующие на обучаемого как на объект обучения.

Гуманистическая педагогика, провозглашающая отношение к обучаемому как к ценности, требует иного подхода к разрешению ситуаций, чем это было принято в воздейственной педагогике: равнопартнёрская позиция нуждается в установлении доверительных, уважительных, "реципрокных" взаимоотношений, положительного эмоционального фона, иных, чем было принято раньше, способов настроя обучающихся на усвоение знаний и решение учебной задачи. Изменение внутренней структуры учебной ситуации, расстановки сил, децентрация преподавательской позиции, снятие авторитаризма, принципиально новая организация связей между ее субъективными и объективными элементами ведёт, по нашему мнению, к более высокому уровню усвоения знаний, умений и навыков. Ситуация - есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая, благодаря ее отраженности, в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность.

Полагаем, что при личностно-ориентированном подходе к учебному процессу преподаватель может добиться более высокого результата, организуя учебные ситуации и разрешая их вместе с обучаемыми.

5) Отношение к обучаемому как к ценности. Отношение к обучаемому как к ценности - это важнейший компонент коммуникативной культуры преподавателя. Взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения относятся к числу самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Особый интерес представляет, по причине почти полного отсутствия исследований на эту тему, изучение влияния отношения на ход и результаты общения. Результаты педагогического общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирования положительного отношения к учебному процессу. Культура отношений преподавателя - базисный компонент общей педагогической культуры, включающий доминирующую установку на другого и другое (другого человека, другой способ мышления, другое в себе) на основе равнозначимости в проявлении и развитии каждого. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры преподавателя, положительно влияет на познавательную активность обучаемых. Теория отношения В.Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: включающий результаты познания конкретного объекта действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализированный ответ на него [162]. Рассматривая ценностное отношение к обучаемому, охарактеризуем его аспекты:

Когнитивный аспект включает: изучение психического состояния обучаемого, анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых условий; изучение обучаемого как ценности, взаимосвязанной с другими ценностями, т.е. его межличностных отношений в группе, ролевой статус, поиски наиболее адекватного и комфортного положения среди себе равных; осознание обучаемого как уникальность, как единичного и неповторимого представителя человеческого рода, Человека, связанного с другими людьми всесторонними отношениями, отражающими детерминацию личности.

Эмоциональный аспект предполагает следующие элементы: внутреннее отношение к обучаемому, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей преподавателя, его убеждение в том, что обучаемый входит в эту систему, его установки и направленность на личность обучаемого как ценность; эмоциональный аспект предполагает также развитие отношения во времени, что имеет две стороны: чем больше времени преподаватель уделяет общению со студентами, тем ярче эмоциональный фон их отношений. С другой стороны - негативное прошлое обучаемого, известное преподавателю, не должно формировать предвзятое отношение к нему преподавателя, всегда должна присутствовать вера в изменения свойств личности в лучшую сторону и вдохновлять преподавателя на дальнейшие, более близкие и полезные отношения со студентами.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Материалы по теме:

Особенности полоролевой социализации младших подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологически ...

Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: · Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[5],[6],[7], определяющий приоритетность потребностей, целей и ценнос ...

Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к ...