Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Страница 7

2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

3) умения давать положительную обратную связь другому;

4) умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

5) конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

6) уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

7) способности контролировать свои эмоциональные состояния;

8) речевой культуры, под которой понимается владение нормативной ре- чью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения.

В этом определении мы не обнаружили структурно-функционального единства, упорядоченности компонентов. Считаем, что готовность к сотрудничеству сама по себе не может являться выражением коммуникативной культуры, не учитывается аттракция как элемент поведенческой культуры. Ни в этой, ни в одной из выше перечисленных работ не определено понятие коммуникативного идеала.

Как ясно из вышесказанного, понятие "коммуникативная культура преподавателя", или "культура педагогического общения" не имеет чёткого определения, в различных работах называются разные элементы, функции отражены неполно. Поэтому считаем необходимым выявить основные структурные компоненты коммуникативной культуры преподавателя, воспользовавшись методом сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций "культура" и "коммуникация", проанализировать составляющие их элементы, определить функции и затем обозначить уровни развития коммуникативной культуры (КК) будущего преподавателя.

Используя приведённые выше определения "культуры" как совокупности ценностных, деятельностных и личностных составляющих и определения общения-коммуникации как "процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, способностями, умениями, навыками и результатами деятельности", построим структуру коммуникативной культуры преподавателя (табл.1).

В правой части таблицы представлены структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя, опираясь на которые можно дать следующее определение сущности коммуникативной культуры преподавателя: Коммуникативная культура преподавателя - это специфический способ организации педагогического общения, который характеризуется наличием у преподавателя коммуникативного идеала, системой коммуникативных норм и правил, отношением к обучаемому как к ценности, знанием его индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умением владеть коммуникативной ситуацией.

Попытаемся подробнее охарактеризовать структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя.

1) Знание коммуникативных норм и правил.

История педагогики, демонстрируя её зависимость от требований морали, нравственно-этических норм, обычаев, культурных традиций общества и т.п., наглядно показывает изменение системы норм и правил педагогического общения. То, что когда-то считалось нормой, например, телесные наказания, лишение обеда, в настоящее время кажется дикостью и наоборот, система абсолютной свободы в некоторых американских заведениях вплоть до отсутствия учебных правил, полная зависимость обучения и воспитания от желаний и настроений обучающихся приводит к нежелательным результатам и осуждается многими западными педагогами.

Таблица 1

Структура коммуникативной культуры преподавателя

Компоненты философской категории "культуры"

Компоненты коммуникативной культуры преподавателя

1. Система социальных норм и правил.

1. Знание коммуникативных норм и правил.

2. Совокупность отношений людей к природе;

3. отношений к себе;

4. отношений между собой.

2. Знание индивидуальных особен- ностей обучающегося.

3. Знание собственных коммуникативных качеств.

4. Умение владеть коммуникативной ситуацией.

5. Система духовных ценностей.

5. Отношение к обучающемуся как к ценности.

6. Продукты материального и духовного труда.

6. Коммуникативный идеал.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Материалы по теме:

Теория двух факторов формирования личности
Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельн ...

Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры. Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с ...

Психология индивидуальности
В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности. Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных ...