Специфика профессии учителя

Страница 2

Самая крайняя форма изменений, которые накладывает профессия, называется профессиональной деструкцией. Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся структуры психологической личности в процессе длительного профессионального труда. Крайняя форма профессиональных деструкций личности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Степень выраженности деструкций у педагогов определяется стажем работы, содержанием деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деструкция оказывает на личностные особенности представителей профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, учителя, военнослужащие, медицинские работники).

К проявлениям профессиональных деструкций педагогов относят (по мнению Сыманюка Э.Э.):

1) авторитарность как централизация всего учебно-воспитательного процесса, использование авторитарного стиля педагогического общения;

2) демонстративность, стремление педагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учениками;

3) педагогический консерватизм и догматизм, развивающийся вследствие частого повтора одних и тех же типовых профессионально-педагогических задач;

4) педагогическая индифферентность, которая характеризуется эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся;

5) ролевой экспансионизм, проявляющийся в преувеличении роли и значения преподаваемого предмета;

6) поведенческий трансфер, который реализуется в проявлении черт ролевого поведения, присущего воспитанникам [24].

Выготский Л.С. в своих трудах так описывал психологию учителя: «Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка». Учительская профессия накладывает неизгладимые, типические черты на своего носителя.

Возможности такой профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении по отношению к воспитуемым, их родителям и администрации. Профессиональное развитие сопровождается личностными приобретениями и потерями, развитию сопутствует и совершенствование, и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно обусловлены. Профилактика и коррекция профессиональных деструкций предполагает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, регулярное прохождение педагогами развивающей психодиагностики, самомониторинг своих профессионально важных качеств.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Сюжетно-ролевая игра
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, ...

История возникновения гештальтпсихологииа
История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов ...

Экономическая идентичность, ее структура
Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения ...