Методы выявления акцентуаций

Материалы » Типология акцентуаций характера » Методы выявления акцентуаций

Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего не выражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждению о том, что он полон печали. Или наоборот, человек может заявлять, что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большими паузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что он пытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п.

Для прояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которые действительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнуть наличие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность. По мнению Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того, кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являются особенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами, демонстрирующими наличие существенных отличий поведения обследуемого от поведения других людей.

Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях.

При анализе акцентуаций необходимо учитывать ряд важных моментов, связанных со спецификой подходов авторов, которые работали в этом направлении.

1. Типология акцентуаций характера представляет собой обобщение опыта работы с пациентами психиатрической клиники. Она была разработана К. Леонгардом для постановки и уточнения диагноза, на основании которого можно проводить лечение больных людей.

2. Поскольку наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можно использовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей и ограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этом необходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о «крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

3. Личностный опросник Г. Шмишека был составлен на основе вопросов, которые К. Леонгард задавал своим пациентам в процессе клинической беседы, и не противоречит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем не менее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные после подсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессе беседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях.

4. Личностный опросник А.Е. Личко (ПДО) только частично опирается на концепцию К. Леонгарда и предназначен для диагностики типов психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Чаще всего, этот опросник применяется в клинических целях, и для его использования необходимы специальные знания в области патопсихологии и психологии развития.

5. С позиции индивидуального подхода, подразумевающего целостное описание личности с учетом ее уникальности, наиболее ценным является не столько умение распознать отдельные ярко выраженные черты и получить подтверждения их реального существования, сколько способность соединить полученную информацию в общую картину. В этом смысле полезно рассматривать и интерпретировать сочетания черт – так называемые, «букеты» акцентуаций, которые составляют ядро личности и позволяют получить достаточно полное представление о поведении человека.

Материалы по теме:

Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...

Сюжетно-ролевая игра
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, ...

План для родителей по семейному развитию ребенка раннего возраста
Перед тем как начать разработку плана занятий нами был проведен опрос среди родителей детей раннего возраста на сайте www.my.mail.ru, в сообществах «МАМА+ПАПА+ДИТЯ» и «БЕБИ.РУ – БЫТЬ ХОРОШЕЙ МАМОЙ». Тема опроса «Считаете ли вы себя родите ...