Характеристика личности манипулятора и манипулируемого. Причины формирования манипуляторского типа личности

Материалы » Теоретический анализ психологических особенностей манипулятивной установки в профессиональной деятельности менеджера » Характеристика личности манипулятора и манипулируемого. Причины формирования манипуляторского типа личности

Страница 2

В своем эскизном обзоре причин манипуляции Э. Шостром со ссылкой на других авторов также предложил перечень внутриличностных причин манипуляции. Среди них был выделен конфликт человека с самим собой (по Ф. Перлзу), неспособность к любви, недоверие к другим (по Э. Фромму), ощущение беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (по Хейли, Берну, Глассеру), стремление получать одобрение всех и каждого (по А. Эллису) [68]. На наш взгляд, большинство предпосылок манипуляции в обзоре Э. Шострома скорее являются следствиями злоупотреблений манипулятивным воздействием , но не его предпосылками.

Е.В. Сидоренко считает, что основная причина того, что человек пытается воздействовать на других людей, заключается в его стремлении обрести чувство собственной значимости: "способность действовать на другим – несомненный признак того, что ты существуешь, и что это существование имеет значение" [63]. Таким образом, человек стремится добиться внимания со стороны других, власти над ними или возможности мщения за тот вред, который они ему ранее причинили. Корни этого стремления находятся на оценочном подходе родителей к своему ребенку, заставляя его в дальнейшем ориентироваться на признание социальной значимости, а также в стремлении экономить собственные усилия.

Э. Шостром отмечал, что манипуляции стали такой обычной и повседневной частью жизни, что их просто перестали замечать. Кроме того, в "невротическом современном обществе удобнее жить манипулятору, нежели актуализатору" [69]. Действительно, обилие культурных и социальных предпосылок манипуляции не может не затрагивать индивида. Возможно ли обойтись без использования манипуляций индивиду, проживающему в этом обществе? Если обратиться к понятию социального характера Э. Фромма, то получается, что нельзя. Ведь в социальный характер входит "та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер, определяющий современное общество, Э. Фромм назвал "рыночным характером". Рыночный характер характеризуется Э. Фроммом "рыночным отношением" к себе и другим. "Рыночное отношение" к себе основано на восприятии себя как товара и восприятии своих жизненных сил "как капитала, который должен приносить … максимальную прибыль". Отношения же между людьми при этом утрачивают свой человеческий смысл, приобретают характер манипуляции, в которой человек используется в качестве средства.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Актуальность этнопсихологических знаний
Актуальность этнопсихологических знаний определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна - в материалах переписи Российский Федерации было выделено 128 народов. ...

Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мо ...

Место этнопсихологии среди других наук
Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является ...