В своем эскизном обзоре причин манипуляции Э. Шостром со ссылкой на других авторов также предложил перечень внутриличностных причин манипуляции. Среди них был выделен конфликт человека с самим собой (по Ф. Перлзу), неспособность к любви, недоверие к другим (по Э. Фромму), ощущение беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (по Хейли, Берну, Глассеру), стремление получать одобрение всех и каждого (по А. Эллису) [68]. На наш взгляд, большинство предпосылок манипуляции в обзоре Э. Шострома скорее являются следствиями злоупотреблений манипулятивным воздействием , но не его предпосылками.
Е.В. Сидоренко считает, что основная причина того, что человек пытается воздействовать на других людей, заключается в его стремлении обрести чувство собственной значимости: "способность действовать на другим – несомненный признак того, что ты существуешь, и что это существование имеет значение" [63]. Таким образом, человек стремится добиться внимания со стороны других, власти над ними или возможности мщения за тот вред, который они ему ранее причинили. Корни этого стремления находятся на оценочном подходе родителей к своему ребенку, заставляя его в дальнейшем ориентироваться на признание социальной значимости, а также в стремлении экономить собственные усилия.
Э. Шостром отмечал, что манипуляции стали такой обычной и повседневной частью жизни, что их просто перестали замечать. Кроме того, в "невротическом современном обществе удобнее жить манипулятору, нежели актуализатору" [69]. Действительно, обилие культурных и социальных предпосылок манипуляции не может не затрагивать индивида. Возможно ли обойтись без использования манипуляций индивиду, проживающему в этом обществе? Если обратиться к понятию социального характера Э. Фромма, то получается, что нельзя. Ведь в социальный характер входит "та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер, определяющий современное общество, Э. Фромм назвал "рыночным характером". Рыночный характер характеризуется Э. Фроммом "рыночным отношением" к себе и другим. "Рыночное отношение" к себе основано на восприятии себя как товара и восприятии своих жизненных сил "как капитала, который должен приносить … максимальную прибыль". Отношения же между людьми при этом утрачивают свой человеческий смысл, приобретают характер манипуляции, в которой человек используется в качестве средства.
Материалы по теме:
Формирование отношения к себе ребенка с церебральным параличом
Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воздействием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологическими защитами, которыми о ...
Гениальность – это форма помешательства
Люди часто «отгораживаются» от этого мира больных людей; они отводят свой взгляд, стараясь не замечать «убогого». Сумасшедшие – как пятна на солнце, только мешают… А зачастую изгои внутри божественно талантливы, за их оболочкой сумасшедше ...
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Это возраст , когда заве ...
Главные разделы