Проблематика манипулятивного воздействия в психологии вызывает большой интерес со стороны ученых-психологов во всем мире [42, 29, 38, 50, 51].
Возрастает интерес к психологии манипуляции и в отечественной психологической науке [42, 29, 38, 50, 51]. Сложившаяся теоретическая традиция анализа манипулятивного воздействия в психологической науке делает основной акцент на деструктивности манипулятивного воздействия, как для манипулятора, так и для манипулируемого. Однако, учитывая распространенность манипуляторства во всех областях жизни современного общества, особенно в период развития рыночных отношений, этот феномен требует более пристального и детального анализа. И этот анализ становится особенно необходимым в тех областях жизни общества, где манипуляция является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а именно в области управления наемным трудом.
Изучение наемного труда является наиболее актуальным для понимания специфики феномена манипуляции, причем особый интерес представляет профессиональная деятельность управленцев (менеджеров), работающих в условиях изначального несовпадения организационных целей и личных целей сотрудников организации. Решение задачи согласования этих разнородных целей является одной из основных задач ее руководителя, но и одновременно оказывается и наиболее благоприятной средой для возникновения и процветания манипулятивных способов воздействия. Манипулятивная установка менеджера здесь может рассматриваться в качестве одного из возможных индикаторов его будущей успешности как управленца. Так, в современной популярной психологической литературе широко освещаются и культивируются различные способы манипулирования подчиненными, позволяющие руководителю добиваться "ненасильственного", "мягкого" управления подчиненными.
В качестве объекта исследования выступили менеджеры, работающие в ООО "Major". Численность выборки исследования составила 25 человек, возраст испытуемых от 22 до 35 лет, группы были уравнены по полу и возрасту.
Выбор такого объекта исследования, как профессиональные группы российской компании, был обусловлен тем, что большинство российских компаний можно отнести к так называемым организациям "свободного типа", которые согласно теории Р.Р. Кристи, являются наиболее благоприятными для манипуляторов.
Предметом исследования явилось изучение взаимосвязи манипулятивной установки (склонности к манипулированию) с особенностями общения.
Цель исследования состояла в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании психологических особенностей манипулятивной установки в профессиональной деятельности менеджера.
Гипотеза исследования: уровень манипулятивных установок (склонности к манипулированию) личности менеджера детерминирован субъективными (отношение к собеседнику) и объективными (коммуникативными) особенностями общения.
- Проблема манипулятивного воздействия в психологии
- Определение манипуляции
- Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
- Социальные и культурные предпосылки манипуляции
- Характеристика личности манипулятора и манипулируемого. Причины формирования манипуляторского типа личности
- Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
- Основные виды манипуляций в деловом общении и механизм их нейтрализации
- Манипулятивная установка в контексте профессиональной деятельности менеджера
- Заключение
Материалы по теме:
Проблема развития
коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...
Развитие судебной и криминальной психологии
В начале ХХ века предмет криминальной психологии получил окончательное завершение в трудах Г. Гросса «Криминальная психология» (1905), обширного исследовании К. Кауфмана «Психология преступности» (1912), Ф. Вульфена «Психология преступник ...
Функции приватности как регуляторного процесса
Очевидно, что такое интересное явление, как приватность, выполняет важные задачи в структуре личности, самосознания и поведения человека. Так, А. Ф. Уэстин считал, что приватность служит следующим целям: 1) установлению личной автономии, ...
Главные разделы