Деньги как объект психологических исследований

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].

В психологии деньги рассматриваются как мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых и иррациональных коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх [35].

Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений [50]:

­ базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

­ сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

­ повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;

­ психические расстройства, связанные с деньгами;

­ специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;

­ проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

­ правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

­ деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;

­ изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

Материалы по теме:

Проблема манипулятивного воздействия в психологии
Феномен манипуляции хорошо известен психологам. Первые замечания о необходимости изучения сферы поведенческих манипуляций людей в достижении своих целей были сделаны еще Паскалем, Монтенем, Грасианом, Лабрюйером, Ларошфуко, Монтескье, Мак ...

Развитие социального поведения в дошкольном возрасте
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тес ...

Понятие об акцентуациях характера
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. В психологии понятие характер, означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личнос ...