Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. Тема профессионального здоровья относится к числу первоочередных в общем перечне научных задач, поставленных перед психологией здоровья. Пребывание в профессии составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Вместе с тем, как показывают отечественные и зарубежные социологические исследования, среди всех сфер жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на здоровье человека. Поэтому из всех факторов образа жизни, отрицательно влияющих на здоровье, трудовая деятельность занимает первое место.
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т. д.) на физическое и психическое здоровье личности [25,132].
Очевидно, что наличие профессионального здоровья предполагает многое: адекватный выбор профессии на этапе самоопределения, полноценную профессиональную подготовку, полную адаптацию к деятельности и ее условиям, сформированность профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную), удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие профессионального (эмоционального) «выгорания», профессиональных деформаций, профессиональное долголетие. [33,141]
В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания - педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциональных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения эмоционального «выгорания» достаточно высока.
Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального выгорания.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрома эмоционального выгорания.
Материалы по теме:
Психология проведения обыска
В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого ...
Диагностическое интервью
Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний ли ...
Воображение и память как познавательные процессы
Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ...
Главные разделы