В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность - это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный конкретный стереотип. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Современная наука доказала условность такой категоризации, демонстрируя многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.
Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения. В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от "норматива" воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининность и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность. В дальнейшем, однако, выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на "мужские" и "женские" и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и т.д.) не всегда совпадают друг с другом. Усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации.
Новые, более совершенные тесты (С. Бем, Д. Спенс и Р. Хельмрайха) рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые друг от друга параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют психологически недифференцированные (низкие показатели как по маскулинности, так и по фемининности) и андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью индивиды.
Эти термины могут трактоваться по разному:
А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины.
Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.
На первый взгляд, кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - "мужественность" и "женственность". Но русское слово "мужественность" обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. "Мужественная женщина" звучит хорошо, а "женственный мужчина" - очень плохо. "Маскулинность" - не столько мужественность, сколько "мужчинность", мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.
Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А. Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность - консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную "память", а самцы - оперативную, временную "память" вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого "инерционного ядра" популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.
Материалы по теме:
Диалогичность как универсальная характеристика
личностно ориентированных образовательных технологий
Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность.
Диалог как универсальная естественная форма ч ...
Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость.
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?»
Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто ...
Индивидуальный и общественный нарциссизм
Одним из наиболее плодотворных открытий Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для обьяснения различных феноменов, таких как психозы ("нарциссические не ...
Главные разделы