Феноменология малых групп

Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.

Основные черты групп:

1) определенный способ взаимодействия;

2) чувство принадлежности к данной группе – осознание участниками группы себя как «мы»;

3) идентичность группы с точки зрения окружающих.

В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:

- наличие установившихся отношений между людьми;

- осознание человеком своей принадлежности к данной группе;

- функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

- изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;

- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).

Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:

1) существование общих целей;

2) продолжительность существования;

3) развитие групповой структуры и т.д.

По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей.

Функции малой группы:

- социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.

- инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.

- функции психологической поддержки. Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.

- экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.

- функции упорядочного взаимодействия.

Материалы по теме:

Негативные формы поведения в дошкольном возрасте
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятс ...

Психологическая готовность к школьному обучению.
психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный уровен ...

Специфика социально-психологической проблематики личности
Итак, какой же круг возможностей раскрывается перед социальной психологией в этой сфере? Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психо ...