Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности

Материалы » Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста » Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности

Страница 3

3) научить ребенка распознавать эмоциональное состояние других людей,

4) чувства ребенка должны стать более осмысленными, а также стать регулятором его поведения,

5) научить ребенка правильно вести себя в эмоционально значимых ситуациях.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний.

Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

2. При специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыка, художественные произведения).

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и т. д.) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса. Н.А. Ветлугина писала: «…нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» (34, с 245).

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их.

Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники. Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Нейрофизиологические аспекты памяти
Изучение механизмов памяти долгое время было мало разработанным разделом нейрофизиологии. Мозговая организация различных форм мнемической деятельности значительно новое направление в нейрофизиологическом аспекте[30, с. 268]. Причиной так ...

Среда, наследственность и развитие личности
В психологии проблема соотношения биологического и социального фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личност ...

Виды амнезий
"Ретроградная амнезия" проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию или травме. Забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней а иногда и лет до забывания.(5) Р.Л. Солсо делит р ...