Основные течения социальной психологии

Материалы » Основные течения социальной психологии

Страница 7

Итак, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к снятию напряжения, с другой - к его повышению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других - наоборот. Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.

В настоящее время большое распространение в социальной психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.). В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение "менталистских" образований в объяснении социального поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своей точки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладая знаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

социальная психология когнитивный бихевиоральный

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж.Г. Мид (1863-1931).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по теме:

Молодёжная субкультура как система ценностей
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной ...

Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных ас ...

Волевые процессы
психический чувство аффект Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительн ...