Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится "между двух огней", становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал - бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат единой цели - не перегружать сознание человека, не допускать в его область ту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральным нормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки человека.
Особая роль бессознательного связана с источниками социальной активности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.
Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности - потребности роста - заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.
Материалы по теме:
Отношение с учениками
Прежде чем нам рассмотреть формирование школы, будет лучше рассмотреть отношение Фрейда с учениками, так как именно из переписки с ними и с друзьями можно увидеть, как начала зарождаться школа психоанализа, как внутри неё строились отноше ...
Понятие страха в современной детской психологии
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождае ...
Внимание как психический процесс
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
С тех пор как психология стала отдельной областью знани ...
Главные разделы