Основные течения социальной психологии

Материалы » Основные течения социальной психологии

Страница 6

Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).

В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.

Согласно этой теории, каждый из нас находится "между двух огней", становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал - бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат единой цели - не перегружать сознание человека, не допускать в его область ту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральным нормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки человека.

Особая роль бессознательного связана с источниками социальной активности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера.

Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности - потребности роста - заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по теме:

Физические и психологические изменения в пожилом возрасте
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше). Это очень трудный период для наших ...

Развитие психодиагностики в период с 1917 года и по 1930 год
Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария стала Первая мировая война. По выражению П. Фресса, эта война "освятила тесты". В значительной мере благодаря тестам, оказавшимся необходимыми для отбора и специализа ...

Особенности восприятия рекламы детьми и подростками
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого человека, совершенно ясно из первой части данной работы, поскольку мотивы и мотивация в разном возрасте различны. И кажется, никто уже не сомневается в том, что современ ...