Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистем и функций, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Одним из важных аспектов работы менеджера является управление социально-психологическим климатом организации (14, С.14).
Методология менеджмента - учение о логической организации, структуре и методах исследования управления. Методология включает сущность, концепции, цели и критерии, миссию и философию, закономерности и принципы управления.
Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как практику управления, как организацию управления фирмой как процесс принятия управленческих решений.
Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами получение оптимальных ресурсов;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
В структуре индивидуальной человеческой деятельности все, что связано с побуждениями к ней, относят к мотивационному обеспечению (12, С. 59). На уровне функционирования организации этому структурному блоку соответствует понятие «миссия».
Используя понятие «миссия», имеют в виду сверхзадачу организации, ее общее предназначение, философию фирмы, ее кредо. Работник, усвоивший философию фирмы, в состоянии сам конкретизировать применительно к любой ситуации цель, которая поставлена в самом общем виде, и выбрать необходимые для ее выполнения средства. При этом два отдельно взятых сотрудника фирмы сделают это примерно одинаково, с той лишь разницей, что образ действий каждого из них будет соотноситься с его личными возможностями, склонностями, психологическими особенностями, уровнем профессиональной подготовки и т. п.
Понятно, что ценностный тип организации притягивает к себе и соответствующий тип людей. У них свои особенности мотивации, свои представления о миссии организации, свои особенности в стремлении к определенному типу организационного поведения.
Таким образом, перед менеджерами, отвечающими за развитие организации, встают достаточно интересные психологические задачи:
понять миссию конкретной организации в современном обществе;
сформулировать миссию, создать адекватную ей философию фирмы, выразив ее кратко для себя, персонала, партнеров, клиентов в виде кредо компании;
выстраивать систему менеджмента на предприятии в соответствии с миссией, гармонизируя ее концепцию, цели и способы их достижения;
подбирать соответствующий персонал и организовывать жизнедеятельность фирмы и обучение персонала в соответствии с создаваемой философией фирмы.
Основная задача, которую следует решить при разработке миссии,— сформулировать предназначение организации так, чтобы эта формулировка согласовывалась с типом организации и была привлекательна для персонала, потребителей и более широкого социально-экономического контекста, в котором она функционирует. Разработка и формулировка миссии зависят от философии — установок ее лидеров и видения. Философия организации определяет ценностные предпосылки, способствующие формированию видения компании — динамичного образа того, какими могут быть организация и ее члены, то есть возможное (и желательное) будущее. Руководителям необходимо создать привлекательные планы развития организации, отразив в них основные направления ее роста и важнейшие изменения, которые ждут ее впереди. Разработка видения требует настойчивой его пропаганды, доведения до сотрудников всех рангов. Миссия определяет направления деятельности организации, рыночные сегменты и ниши, которые она стремится занять, типы заказчиков, с которыми необходимо поддерживать устойчивые отношения. Формулировка миссии включает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ и сильных сторон организации.
Философия, видение, миссия являются основаниями для выработки фирменного стиля управленческой деятельности, которая предполагает, что менеджер придерживается определенного стиля руководства, принимает и реализует определенные модели организационного поведения, использует свои коммуникативные навыки и знания межличностной и групповой динамики для достижения высокого качества трудовой жизни в организации. Решение данной задачи позволяет должным образом мотивировать работников к достижению целей организации.
Материалы по теме:
«Письма по кругу»
Школа существовала не только в виде личных встреч, но и виде переписке между учениками и учителями. В них мы также можем пронаблюдать за развитием отношений внутри школы. Годы с 1920 по 1924, к которым относятся эти письма. В эту послевое ...
Психология председательствующего судьи
В суде присяжных профессиональный судья принципиально освобожден от задач поиска истины, борьбы с преступностью, в его обязанности входит лишь обеспечение законности процедуры. Значит ли это, что судья становится пассивным созерцателем ил ...
Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям
внешней среды
Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наибо ...
Главные разделы