Познание мира в ощущениях и восприятии

Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения.

Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующие на человека, механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и другие. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

Интересующая человека информация не всегда представляется именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информация о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

Первичные, исходные, сведения о мире человек получает через ощущения. Они представляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей среды. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представить окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

Ощущение, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них мышление и речь называют способами рационального или умственного познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятиях не представлено.

Материалы по теме:

Теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. ...

Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошед ...

Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. ...