Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.
По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д . Б . Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития ».
Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.
Развитие - это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.
Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития , открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:
Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.
Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве . Швейцарский теоретик-когнитивист Жан Пиаже (1896-1980) был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру - webpolyglot.ru. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами, поскольку их интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию. Здесь термин «структура» не стоит воспринимать буквально, относя его исключительно к структурам нервной системы головного мозга. Напротив, когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.
Психическое развитие ребенка в младенческий период
Врожденные формы психики и поведения. Система безусловных рефлексов. Сенсомоторное развитие в младенчестве. Границы подпериода новорожденности и «комплекс оживления» как показатель сформированности субъективной потребности в общении.
Основные психические новообразования младенчества. Непосредственное эмоциональное общение с окружающими как ведущий вид деятельности в младенческий период. Становление образа «Я» и кризис первого года жизни.
Значение периода раннего детства для психического развития ребенка. Предметноманипулятивная игра как ведущий вид деятельности преддошкольника. Основные новообразования периода раннего детства.
Особенности познавательного развития. Формирование самосознания и кризис «3-х лет». Типичные поведенческие реакции. Развитие форм общения. Развитие движений и действий. Становление способности к саморегуляции и формирование навыков самоконтроля поведения.
Раннее детство как сензитивный период для развития речи. Микросоциальные условия как фактор удовлетворения основных психических потребностей раннего детства.
Материалы по теме:
Требования к психологической теории. критерии оценки теории личности
Что такое психологическая теория? Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключе ...
Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям
внешней среды
Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наибо ...
Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности ...
Главные разделы