Отношение с учениками

Страница 1

Прежде чем нам рассмотреть формирование школы, будет лучше рассмотреть отношение Фрейда с учениками, так как именно из переписки с ними и с друзьями можно увидеть, как начала зарождаться школа психоанализа, как внутри неё строились отношения и что с ней стало. Здесь мы рассмотрим не вех учеников профессора (так называли Фрейда ученики), а только те, которые отличаются от остальных. В основном отношения были теплыми, можно сказать «семейные», приверженцы психоанализа Фрейда души в нем не чаяли, что нравилось Фрейду.

Фрейд «был наделен» зависимостями. Зависимость Фрейда от Матери не ограничивалась его зависимостью от собственной жены или матери. Она переносилась на мужчин: на тех, кто был старше его, таких, как Брейер, современников, как Флисс, учеников, как Юнг. Однако Фрейд был наделен неистовым чувством гордости за свою независимость и сильнейшим отвращением к положению протеже. Эта гордость заставляла его вытеснять сознание своей зависимости, полностью отрицать её, рвать дружбу, как только друг более не соответствовал предназначенной ему роли «матери». Так, все его наиболее заметные дружеские связи подчинялись одному и тому же ритму: интенсивная дружба на протяжении нескольких лет, затем полный разрыв, часто – вплоть до ненависти. Такой была судьба его дружеских отношений с Брейером, Флиссом, Юнгом, Адлером, Ранком и даже с Ференци, лояльным учеником, который никогда и не помышлял об обособлении от Фрейда и его движения.[2] Пока он ощущал на себе действие этой любви, пока чувствовал, что его превосходство должным образом признавалось, и к его учению прислушиваются, он был готов проявлять ответную симпатию. Никогда не подвергалось сомнению то, что Фрейд предлагал ученикам любовь - правда, в несколько отрешенной форме,- и преданность. Он даже был готов допустить определенную долю открытой полемики критики в свой адрес. Но как тока он чувствовал, что его позиция в той или иной мере начинала колебаться тут, же полностью менял свое отношение к тому, или иному человеку.

Как и во всех других отношениях здесь обнаруживается та же динамика: великие надежды, огромный энтузиазм и разрыв. Здесь также прослеживается зависимость, но зависимость, где доминирующая личность зависит от тех, кто от неё зависим. Юнг активно заинтересовался психоанализ, чем привлек внимание к себе Фрейда. Как сообщает Джонс: «…Вскоре он (Фрейд) решил, что Юнг должен стать его преемником, и порой называл его «своим сыном и наследником». Он говорил, что Юнг и Гросс были единственными оригинальными умами из всех его последователей. Юнг был уподоблен Иисусу Навину, призванному войти в те земли психиатрии, которые Фрейду, как Моисею, было дано видеть лишь издалека».[3] Но существовал еще один важный аспект в отношении Фрейда к Юнгу. До того времени большинство сторонников Фрейда были венцами и евреями. Фрейд чувствовал, что для окончательной победы психоанализа в мире необходимо лидерство «арийцев». Фрейд стремился создать для психоанализа более широкий базис. На одном из венских конгрессов он сделал акцент на той патологической враждебности, которая его окружает, и на необходимости внешней поддержки, дабы противостоять ей. Затем он драматически скинул пальто, сказав, что все хотят видеть его «умирающим с голоду». Ход его мысли понятен, он боялся не за себя, а за психоаналитическое движение, и это побуждало видеть в Юнге спасителя от бед.

В апреле 1906 года Фрейд начинает переписку с Юнгом, которая интенсивно, то есть до 50 писем в год, продолжалась в течение семи лет и которая содержит свидетельства возникновения и упадка этой дружбы. Оба они свободно обменивались мнениями относительно своих коллег и дальнейших шагов по развитию «дела». Они обсуждали опыт, полученный в работе с пациентами, разбирали крупные проблемы и частные детали теории и практики. Проявляя особый интерес к шизофрении, мифологии, антропологии и оккультизму. Конец переписки отражает нарастающее нежелание Юнга принимать дружбу Фрейда, властное влияние последнего и его требования продолжать борьбу, организацию, управление.[4]

Фрейд хотел полностью завладеть Юнгом, сделать его своим наследником и лидером движения. Подтверждением этому может служить эпизод, который произошел в Соединенных Штатах. За обедом Фрейд предложил преступить «сухой закон», которому следовал Юнг и его учитель Блейер, нарушение его означало бы разрыв с ним и принятие верности Фрейду. На протяжении 1912 года отношения между Фрейдом и Юнгом ухудшились. Фрейд узнал об антагонистическом отношении Юнга к его теориям и к нему самому. Более того, Юнг уже успел высказать Фрейду, что инцестуальные влечения следует толковать не буквально, но как символы других тенденций. Они встретились в Мюнхене в ноябре 1912 года, Фрейд упрекал Юнга за нелояльность, Юнг «покаялся», принял всю критику и обещал исправиться.

Несмотря на повторные заверения в лояльности, как личностные отношения, так и научные взгляды становились все более отчужденными, пока в 1914 году не произошел окончательный разрыв. Разрыв был неизбежен, так как взгляды отличались сильно. Юнг был романтиком, антирационалистом, тогда как Фрейд был ярым рационалистом и стремился рационально контролировать бессознательное.

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Психология председательствующего судьи
В суде присяжных профессиональный судья принципиально освобожден от задач поиска истины, борьбы с преступностью, в его обязанности входит лишь обеспечение законности процедуры. Значит ли это, что судья становится пассивным созерцателем ил ...

Биография А.Г. Асмолова
Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Гла ...

Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, слож ное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и са мостоятельной игровой деятельностью, и средством всесторонне ...